Закрыть окно

Россияне начинают «затягивать пояса»

Аналитика

Россияне начинают «затягивать пояса»

Опубликовано: 01.12.2011


Осенью 2011-го года треть россиян отказалась от запланированных ранее крупных покупок. Но предрекать тотальное снижение объемов продаж на рынках товаров длительного пользования было бы преждевременно.

 В ноябре 2011-го года исследовательский холдинг Romir в ходе проведения очередного он-лайн опроса поинтересовался у респондентов - отказались ли они (или члены их семьи) от каких-то крупных покупок, запланированных ранее на осень 2011-го года. В опросе приняли участие 1000 человек, проживающих во всех Федеральных округах. 74% участников исследования работают. 74% состоят в браке. Доля мужчин в выборке составляет 48%. Половина опрошенных имеют высшее образование.

 Диаграмма 1. «Отказались ли вы или члены вашей семьи от каких-либо крупных покупок, запланированных на осень 2011-го года?



Каждый пятый участник исследования (20,5%) затруднился ответить на этот вопрос. Еще 23% участников, сказали, что у них и не было в планах на осень никаких крупных покупок, так что им и отказываться ни от чего не пришлось. Интересно, что среди мужчин доля не имевших в планах крупных приобретений в 1,5 раза выше, чем среди женщин – 27 и 18%, соответственно. А вот по возрасту и семейному положению различий не просматриваются. Среди граждан с низким уровнем материального достатка («хватает денег только не еду и одежду») 30% не имели в планах на осень крупных покупок. В то время, как среди средне и высоко обеспеченных граждан («денег хватает на все, кроме недвижимости») об отсутствии планов на крупные покупки заявили 20%. Интересно также, что как минимум половина тех, чьи материальные возможности описываются фразой - «хватает денег только не еду и одежду», как минимум половина имела в планах крупные приобретения. И каждая шестая семья (17%) из этой группы смогла эти планы реализовать. Но, об этом чуть позже.

Почти четверть участников опроса (23,5%) заявили, что их семьям не пришлось отказываться ни от каких запланированных покупок. Так ответили 20% мужчин и 26,5% женщин; 15% в младшей и 30% представителей старшей возрастной группы (45-60 лет). Поскольку доходы в старшей группе не выше, а скорее даже немного ниже, чем у молодых это говорит о том, что с возрастом приходит также и опыт правильного планирования семейного бюджета. От крупных покупок не отказались 17% из числа малообеспеченных граждан, 25% - из средней доходной группы и 32% из числа хорошо обеспеченных граждан. 25% состоящих в браке и 18% холостяков – видимо семейная жизнь заставляет более ответственно подходить к вопросам планирования своего бюджета.

Треть участников опроса признались, что от каких-то крупных покупок, запланированных на осень 2011-го года, им пришлось отказаться. Ни по полу, ни по возрасту, ни по семейному положению, ни по уровню дохода значимых различий по этому показателю выявлено не было.

 От чего же именно отказались участники исследования? Посмотрим на диаграмму 2. Кстати, такой же вопрос мы задавали ровно три года назад – в ноябре 2008-го года. Интересно будет провести сравнение.

Диаграмма 2. «От чего именно вам пришлось отказаться?»

15% участников исследования заявили, что им пришлось пересмотреть свои планы относительно приобретения автомобиля. Конечно, эту цифру нельзя воспринимать «в лоб», в том смысле, что продажи автомобилей вот-вот рухнут в разы. Ведь ежегодно приобретают новый или подержанный автомобиль не более 15% от общего числа российских семей, домохозяйств. И пока рано сворачивать работу салонов и дилеров. Скорее, эти данные надо трактовать в том смысле, что некоторые из тех, кто вяло подумывал о том, «а не поменять ли свой автомобиль на новый или «более свежий» не через привычные 3-4 года, а через два года, т.е. сейчас» – от этой идеи отказались. Но, задуматься о том, что «вторая волна» автомобильного бума, поднявшаяся в середине прошлого года, если не на исходе, то на «паузе» вполне стоит. Тем более, что от отдельных продавцов, в частном порядке, поступают сигналы о том, что привычного уже «декабрьского ралли продаж» на автомобильном рынке на этот раз у нас не ожидается.

В 2008-м году 12% участников аналогичного опроса заявили, что отказались от покупки автомобиля. Но, на самом деле бум на рынке автомобилей продолжался практически до конца года. И 2008-й пока остается рекордным по продажам как по количеству – почти три миллиона штук (новых автомобилей), так и по деньгам – почти 70 млрд. дол. А вот в 2009-м году рынок автомобилей, действительно рухнул вниз в два раза по количеству и в 2,5 раза по деньгам. Но, конечно, причиной тому были не только минорные настроения потребителей, но и в первую очередь разразившийся над нами мировой финансово-экономический кризис.

 Каждый восьмой участник исследования (11,7%) сказал, что в их семьях осенью этого года не стали делать ремонт в квартире, менять окна, двери или устанавливать сантехнику, кондиционер. И снова не стоит впадать в панику. Ремонт в квартире, замена окон или установка кондиционера – это не то, что делают регулярно и с радостью. Как правило, эти работы долго обдумывают, часто откладывают «на потом» и приступают только в случае «крайней необходимости». Как было летом 2010-го года, когда экстремальная жара подтолкнула резко вверх спрос на кондиционеры. Как и в случае с автомобилями, скорее речь может идти о замедлении темпов роста, чем о реальном сокращении потребления. Но, статистическими данными по продажам окон, дверей, сантехники, стройматериалов и кондиционеров мы не располагаем. Осенью 2008-го об отказе от строительных или монтажных работ заявили 16% участников исследования. А вот заметного снижения рынка стройматериалов в 2009-м году не произошло. Поддержку продажам оказали те потребители, которые поняв, что переезда в новое жилье в ближайшие годы точно уже не произойдет занялись «косметическими ремонтами» в своих жилищах. Преимущественно – собственными силами.

 Каждый десятый (10%) респондент сказал, что отказаться пришлось от приобретения туристических путевок, поездок на отдых. И это при том, что в течении года такие поездки совершают не более трети россиян (45-48 млн. человек), а на осенний период приходится не более 15-17% от общего числа поездок. По данным Пограничной службы в первом полугодии 2011-го года туристический поток из России в дальнее зарубежье возрос на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2010-го года. А вот многие туроператоры жалуются, что «новогодний высокий сезон» оказался под угрозой срыва. В начале декабря можно купить практически любое направление и на любые «горячие даты» между 28 декабря и 3 января. Чего не было даже в 2008-м году. Конечно, ситуацию подпортило не только «экономное» настроение россиян, но и такие объективные факторы как «волнения в Египте» и «наводнение в Таиланде». Но ведь по словам туроператоров пострадали не только «горячие» и «мокрые» точки, но вполне «комфортные» Прага и Турция.

В 2008-м об отказе от поездок на отдых также заявили 10% участников исследования. Но, год завершился на мажорной ноте. 11,3 миллионов заграничных поездок на отдых и более 30 миллионов – по России. В 2009-м количество зарубежных поездок сократилось на 17%, а внутренних – на 10%. Но уже в 2010-м году показатели 2008-го были превзойдены. Более 12 млн. поездок за границу и 35 млн. – по России. В 2011-м году цифры, скорее всего будут выше еще на 10%.

10% опрошенных заявили об отказе от покупки крупных предметов или комплектов мебели (в 2008-м - 11%). 9% не стали покупать дорогую одежду типа шубы из натурального меха, кожаного пальто и т.д.(в 2008-м – 11%). Данных по продажам мебели и шуб у нас нет, но попробуем предположить, что и здесь ситуация сходна с ситуацией на рынке автомобилей.

 8,7% перенесли на «лучшие времена» покупку крупной бытовой техники (в 2008-м – 11%), а 7,3% - компьютера, ноутбука или другой «оргтехники» (в 2008-м – 9%). И, наконец, 6,7% отказались от приобретения ювелирных украшений. В 2008-м такой ответ дали только 4% респондентов. Последнее место у ювелирных украшений не потому, что от них труднее всего отказаться, а потому, что их реже всего планируют к приобретению. Значимых различий по полу, возрасту, семейному положению и уровню дохода по доле отказавшихся от тех или иных товаров длительного пользования выявлено не было. За исключением одного – граждане с высоким уровнем материального достатка практически никогда не говорили, что отказались от приобретения компьютера.

Общий вывод, который можно сделать на основе представленных данных состоит в том, что россияне в конце ноября 2011-го года были настроены весьма не оптимистично относительно приобретения товаров длительного пользования. И если эти настроения не переменятся и начнут оказывать заметное влияние на реальное поведение потребителей на рынках товаров длительного пользования, как это было три года назад, то рынки эти уже в первом полугодии 2012-го года ждут нелегкие времена.

В этих условиях, экономическим властям стоило бы озаботиться не только тем, чтобы удержать объективные показатели: курс валюты, экономический рост, рост номинальных доходов, занятость, инфляцию в области «положительных значений», что, конечно очень важно. Но и о том, чтобы погасить нарастающую волну потребительского беспокойства, тревоги и неуверенности. Пока она не переросла в глубокую апатию и не начала оказывать самостоятельного негативного влияния на экономическую динамику: объемы потребления, объемы торговли, объемы производства, прибыли компаний, занятость, налоговые поступления.

Игорь Березин

Ведущий эксперт исследовательского холдинга Ромир

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2017
Ромир
Условия использования