Закрыть окно

Сезонные колебания

Аналитика

Сезонные колебания

Опубликовано: 10.09.2011


 За три года номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса выросли более чем на 70%. Спрос на повседневные товары имеет выраженную сезонность. В городах различного размера наблюдались значительные разнонаправленные внесезонные колебания показателей объема расходов, среднего чека и частоты совершения покупок, связанные с изменением моделей потребительского поведения.


По данным исследовательского холдинга Romir, полученным на основе панели домашних хозяйств, номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса летом 2011-го возросли на 30% по сравнению с летом 2010-го года. Однако, лето прошлого года выдалось экстремально жарким, что негативно сказалось на покупательской активности горожан и высокие показатели 2011-го во многом объясняются эффектом «низкой базы» сравнения. Если же сравнить нынешнее лето с летом 2008-го года, последним предкризисным сезоном, то окажется, что повседневные расходы возросли на 71,5%. С учетом инфляции, которая за три года по различным оценкам составила от 40 до 50%, можно говорить о росте повседневного домашнего потребления (без учета оплаты услуг и приобретения крупных товаров) на 15-20% за три года. Отчасти такой рост может быть объяснен перераспределением в структуре общих расходов российских домохозяйств от оплаты необязательных услуг типа питания вне дома и приобретения дорогих товаров типа автомобилей к домашнему потреблению. Отчасти объяснение кроется в росте реальных доходов отдельных групп населения, типа пенсионеров и бюджетников.

Хочется отметить, что рост номинальных расходов в течении всех этих трех лет был весьма равномерным, как по типу исследуемых населенных пунктов, так и по различным доходным группам потребителей. Так, в Москве и городах с населением менее миллиона жителей, расходы лета 2011-го превысили расходы лета 2008-го на 75%, а в городах с населением более миллиона жителей – на 69%. При этом, в Москве чуть более выражены сезонные колебания (летний спад, зимний подъем), чем в других городах. Так летний спад в Москве в 2008-м, 2009-м и 2011-м годах составлял – минус 10% по сравнению с весной. А в экстремальном 2010-м году даже - 15%. В то время как в других городах прошлогодний спад ограничился 7-12%, в этом году снижение составило 3-4%, а в 2009-м году вообще не было зафиксировано никакого летнего снижения активности.

Тоже самое касается зимнего повышения активности. В Москве и городах с населением более миллиона жителей зимние расходы оказываются, как правило, на 20% выше весенних. А в кризисном 2008-м номинальный рост составил даже 30% по отношению к весне того же года. В городах же с населением около 500 тысяч жителей зимний рост дает прибавку к весне не более, чем на 10%, а в 2008-м и того не было.

 За три года повседневные расходы наименее обеспеченных горожан выросли на 68%, в средней доходной группе – на 60%, а у тех, чьи доходы выше среднего уровня – на 75%. При этом у верхней доходной группы более выражены сезонные колебания. Существенный летний спад, связанный с периодом отпусков, которые обеспеченные граждане проводят вдали от родного города. И значительный зимний подъем, связанный с расходами в период новогодних праздников. Напомню, мы здесь говорим только о повседневном домашнем потреблении.

 Размер среднего чека за три года (с лета 2008-го) увеличился на 65%, лишь чуть-чуть уступив росту номинальных расходов. При этом весь рост пришелся на первую половину рассматриваемого периода – до зимы 2009-го. И с тех пор, вот уже 1,5 года этот показатель практически не меняется. Зато наблюдаются существенные различия по городам. Так в городах с населением менее миллиона жителей средний чек вырос практически в два раза – см. график 2. Практически весь рост пришелся на период до зимы 2009-го года. Рост был почти линейным, без заметных колебаний. С весны 2010-го рост прекратился, но стали наблюдаться незначительные сезонные колебания. А в Москве и городах с населением более миллиона жителей весь период наблюдались значительные сезонные колебания показателя (летний спад, зимний рост) и рост за три года не превысил 50%. Что при росте номинальных расходов на 70-75% должно навести на мысль о повышении частоты совершения покупок в этих городах.

Частота совершения покупок в рассматриваемый период времени в целом практически не изменилась. Но различия по городам весьма значительны – см. график 3. В Москве до лета 2009-го частота покупок практически не менялась, а затем стала активно расти и в итоге прибавила более 20% (лето 2011-го по сравнению с летом 2008-го). Это означает, что почти год с начала кризиса москвичи сохраняли докризисную модель повседневного потребления и лишь затем стали переходить к более частным совершениям покупок в магазинах различных форматов, в поисках лучшей цены или баланса цена / качество. В городах с населением более миллиона жителей частота совершения покупок не менялась до осени 2010-го года, а потом стала немного расти и в итоге прибавила чуть более 10% (лето 2011-го по сравнению с летом 2008-го). А вот в городах с населением менее миллиона жителей частота совершения покупок снижалась до лета 2010-го года. За эти два года ее снижение составило 25%. Но потом тенденция переменилась, и частота покупок стала расти. Но за три года (лето 2011-го по сравнению с летом 2008-го) все равно показатель оказался отрицательным – минус 15%. Возможно, снижение частоты совершения покупок наряду с увеличением размера среднего чека в 2009-2010-м годах в городах с населением около 500 тысяч жителей объясняется активным проникновением в эти города федеральных торговых сетей в этот период. И изменением модели совершения повседневных покупок с традиционной (почти ежедневные покупки) на современную, предполагающую посещение крупного торгового центра один раз в неделю с «добором» скоропортящихся товаров в магазинах у дома.

В пользу этого предположения свидетельствует также тот факт, что у наименее обеспеченной группы потребителей до лета 2010-го года заметно снижалась частота совершения покупок, а затем она стала расти. В то время как у среднедоходной группы частота покупок снижалась незначительно, и только до осени 2009-го, а потом стала значительно расти. А у высокодоходной группы не было снижения частоты совершения покупок вовсе, а с осени прошлого года имеет место заметный рост этого показателя.


 Справка:

Исследовательский холдинг Ромир разработал новый инструмент измерения потребительской реальности – «Ромир - индексы покупательской активности», рассчитываемые на основе панели домохозяйств, оснащенных сканерами штрих кодов.

 «Ромир - индексы покупательской активности» отражают динамику потребления товаров повседневного спроса и цен на них, качественный и количественный состав потребительской корзины, изменения в предпочтениях в отношении мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые, верифицированные данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 500 000 жителей и более (технология сканирования штрих кодов).


График 1. Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса

График 2. Динамика среднего чека в городах различного типа
График 3. Динамика частоты совершения покупок по различным городам

Игорь Березин

Ведущий эксперт исследовательского холдинга Ромир


Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2017
Ромир
Условия использования