Закрыть окно

Сети растут быстро, а их доля в розничном товарообороте - медленно

Аналитика

Сети растут быстро, а их доля в розничном товарообороте - медленно

Опубликовано: 14.11.2013


В октябре 2013 журнал «Эксперт» опубликовал очередной ренкинг, подготовленный рейтинговым агентством «Эксперт-РА» - Топ 400 крупнейших компаний России за 2012 год. 42 компании в этом ренкинге представляют розничную торговлю. Их совокупный оборот (объем продаж) в 2012 году составил 107,8 млрд. дол. США или – 15,5% от общего розничного товарооборота в России в 2012 году. За 4 года доля крупнейших сетей в розничном товарообороте выросла менее чем на 3 процентных пункта, в т.ч. – на 2 процентных пункта за последние два года. Даже количество розничных компаний в Топ-400 за четыре года практически не изменилось. 

Для начала намного макро-статистики. Валовой внутренний продукт (ВВП) России в 2012 году составил 62,4 трлн. руб. В пересчете по текущему официальному курсу ЦБ это ровно 2 трлн. дол. США. По сравнению с 2010 годом ВВП (в долларах) вырос на 35%. Столь впечатляющий показатель был достигнут благодаря сочетанию: реального физического роста ВВП на 8%, инфляционного роста (в рублях) примерно на 20% и небольшого укрепления курса рубля по отношению к доллару США. 

По сравнению с 2008 годом ВВП, номинированный в долларах, вырос в 2012 году только на 19,5%. Среднегодовой курс рубля в 2008 был существенно выше – около 25 рублей за доллар. Оборот розничной торговли в 2012 году составил 21,5 трлн. руб. или 692 млрд. дол. США. По сравнению с 2010 годом он вырос в долларах на 27%. 

По сравнению с 2008 годом – на 23,5%. Соотношение розничной торговли и ВВП в 2008 году составляло 0,335. В 2010 оно выросло до 0,36, в 2012 – снизилось до 0,345. На фоне макропоказателей данные по росту крупнейших торговых сетей в России выглядят весьма и весьма позитивными. Совокупный оборот 42 крупнейших торговых сетей в 2012 году составил 107,8 млрд. дол. США. Это правда меньше мирового оборота британской сети «Теско» или французского «Карфур». И в разы меньше, чем у мирового лидера – «Волл-Март». 

Зато российские сети демонстрируют впечатляющие темпы роста. За два года он составил +46% (в долларах), а за 4 года (с 2008) - +50%. И все потому, что 2010 дал прирост к 2008 всего на 3%. Объективности ради надо заметить, что в 2008 и 2010 в ренкинг «Эксперта» входили 41 сеть, а не 42. Но занимающая 42 место в 2012 сеть имеет оборот всего лишь 0,5 млрд. дол. США, так что на итоговые значения это оказывает крайне незначительное влияние. Тем не менее, далее мы будем говорить о 40 крупнейших сетях. 

В результате опережающего роста доля 40 крупнейших сетей в обороте розничной торговли выросла с 13,5% в 2010 до 15,4% в 2012 году или почти на два процентных пункта. В период с 2008 по 2010 год рост показателя был куда скромнее – всего лишь 0,8 процентного пункта – см. Диаграмму 1. Если динамику удастся сохранить, то к 2016 году доля 40 крупнейших сетей в обороте розничной торговли может достичь 20%. Еще 10% могут дать совокупные обороты всех остальных торговых сетей. Но даже тогда 70% оборота розничной торговли будет приходиться на несетевые форматы. В т.ч. около 10% - на рынки и ярмарки. Эти цифры ставят под большое сомнение популярный некогда тезис о засилии / доминировании на российском розничном рынке крупных торговых сетей. И если ситуация будет развиваться подобными темпами, то дело до доминирования сетей дойдет очень и очень не скоро. Еще лучше выглядят показатели первой десятки. Совокупный оборот 10 крупнейших торговых сетей в 2012 году составил 67,75 млрд. дол. США. 

По сравнению с 2010 годом он вырос на 51%. А по сравнению с 2008 годом – на 58% (в долларах!). Доля первой десятки сетей в Топ 40 возросла с 60,5% в 2010 до 63,5% в 2012 году. Т.е. разрыв между лидерами и «преследователями» за последние два года даже увеличился. Сегодня (в 2012 году) на 10 крупнейших сетей приходится почти 10% (9,8%) от совокупного оборота розничной торговли в нашей стране. В 2010 году показатель составлял 8,2%; в 2008 – 7,8% (см. Таблицу 1). К 2016 году доля первой десятки сетей может (при хорошем для них развитии событий) вырасти до 13% розничного товарооборота в нашей стране (см. Диаграмму 1). 

Вообще, наша первая десятка достаточно стабильна. За четыре года ее покинули только две компании (Евросеть и Автомир), места которых заняли Дикси и О’Кей. Обе ротации произошли в кризисном 2009 году. Евросеть пострадала от «корпоративных проблем», а Автомир стал жертвой автомобильного рынка, снизившего продажи новых автомобилей в два раза по сравнению с 2008 годом (в штуках). После этого состав первой десятки уже не менялся. Кстати, в 2012 году Евросеть занимала 12, а Автомир 13 место в «сетевой табели о рангах» (см. Таблицу 1). Так что ушли они из десятки – недалеко. 

По итогам 2013 года медленно растущая Эльдорадо, возможно, уступит свое место в десятке весьма динамичному Связному. Открывает список крупнейших сетей в 2012 году, как и все предыдущие годы (с 2008), Х5 Ритейл групп («Карусель», «Перекресток», Пятерочка» и др.). В 2012 году в списке крупнейших компаний России (Топ-400) Х5 перебрался с 17 на 1 место, обогнав Северсталь и Евраз Групп. За два года оборот Х5 вырос на 40% (в долларах) и составил 15,8 млрд. дол. (см. Таблицу 1). Это, безусловно, весьма впечатляющий показатель роста. Даже с учетом того, что значимый вклад в рост показателя оборота внесли поглощения и присоединения. Однако, даже такого роста для сохранения лидерства уже недостаточно. 

Сегодня (осень 2013) уже очевидно, что по итогам 2013 года лидер розничной отрасли поменяется. Х5, скорее всего, покажет рост не выше 14%, и совокупный оборот компаний, входящих в группу, не превысит 18 млрд. дол. США. А вот Магнит, который может опять показать рост на уровне под 30%, преодолеет отметку в 18 млрд. годового оборота. Магнит продолжает удивлять экспертов и аналитиков. В очередной раз, поменяв стратегию развития, он сохранил и даже нарастил темпы своего роста. Если в посткризисную двухлетку он сумел вырасти на рекордные для крупной сети 44%, то в последующие два года он прибавил еще 85% к своим оборотам (см. Таблицу 1). 

В 2012 году с показателем в 14.4 млрд. дол. США он остановился в шаге от первого места. И уже в 2013 году, как было сказано выше, скорее всего это место займет. В ренкинге 400 крупнейших компаний России Магнит переместился с 25 на 15 место. И имеет неплохие шансы в 2014 или 2015 году войти в десятку крупнейших (по обороту) компаний нашей страны. Ашан и Метро стабильно удерживают третью и четвертую позицию среди крупнейших розничных сетей России; и 31-35, 40-44 строчки в ренкинге Топ-400. Что, конечно, весьма похвально, но модного некогда тезиса о глобальном превосходстве западных торговых технологий над российскими никак не подтверждает. К тому же нельзя не отметить, что Ашан за два года прибавил к своему обороту только 25% (второй худший показатель среди 15 крупнейших сетей) – см. Таблицу 1. 

Возможно, такие темпы роста где-нибудь в Европе и казались бы замечательными, тем более что они весьма стабильны, но не в современной России. Метро показала чуть лучшие темпы роста оборотов за два года (2012 к 2010 +36%), но ранее она потеряла 6,5% (2010 к 2008). Так что общий рост за 4 года всего лишь на 28% или менее 6,5% в среднем за год. Весьма хилый показатель. На пятую строчку (с 10) среди крупнейших сетей взлетела Дикси. За два года она сумела нарастить оборот более чем в два раза (на 120%) – до 4,73 млрд. дол. США. Это лучший показатель среди 15 крупнейших торговых сетей. Еще два года роста с темпом в 35-40% годовых, и Дикси обгонит и Метро, и Ашан по обороту в России. 

Среди крупнейших компаний страны Дикси переместилась сразу на 52 место. Рольф, некогда занимавший пятое место среди торговых сетей, потерял почти половину оборота (- 47%) к 2010 году и переместился на восьмое место. А в списке 400 крупнейших компаний России – с 39 на 78 место. 

Место же Рольфа в пятерке крупнейших сетей тогда заняла М.Видео, которой удалось сохранить и долларовый оборот, и место в начале седьмого десятка ренкинга «Эксперт-400». Через два года (в 2012) Рольф снова обогнал М.Видео и занял шестое место среди торговых сетей и 53 место среди крупнейших компаний страны. Это произошло благодаря тому, что за два года Рольфу удалось нарастить оборот на 90% и восстановить докризисный уровень продаж (2008 года) – 4,65 млрд. дол. А М.Видео выросла только на среднестатистические для первой десятки сетей 51% и теперь вынуждена довольствоваться седьмым местом в ренкинга розничных сетей и 57 в Топ-400 по версии «Эксперт-РА». (см. Таблицу 1). 

Диаграмма 1. Доля крупнейших сетей в обороте розничной торговли в России 2008 – 2014 гг. (%)   

Источник: журнал «Эксперт», расчеты и прогноз – Березин И.С. 

Таблица 1.  

Данные: «Эксперт-РА», журнал «Эксперт», №39, 2009; №39, 2011 и №40, 2013 

* В 2008 г. вместо этих компаний в десятке были Евросеть и Автомир 

** частная экспертная оценка.

Игорь Березин 
Президент Гильдии Маркетологов 
Ведущий эксперт исследовательского холдинга Romir

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2017
Ромир
Условия использования