Закрыть окно

Сети не так страшны, как кажутся

Аналитика

Сети не так страшны, как кажутся

Опубликовано: 28.09.2011

И совокупный оборот, и доля в обороте розничной торговли 10 крупнейших розничных сетей за два года почти не изменились. 

В октябре 2011-го журнал «Эксперт» опубликовал очередной ренкинг, подготовленный рейтинговым агентством «Эксперт-РА» - Топ 400 крупнейших  компаний России за 2010-й год. 41 компания в этом ренкинге представляет розничную торговлю. Их совокупный оборот (объем продаж) в 2010-м году составил около 70 млрд. дол. США. Или – примерно 13% от общего розничного товарооборота в России. Примерно такой же была картина и в 2008-м году. Даже количество розничных компаний в Топ-400 за два года не изменилось.


Открывает список крупнейших сетей, как и два года назад, Х5 Ритейл групп («Карусель», «Перекресток», Пятерочка» и др.). В 2010-м году в списке крупнейших компаний России Х5 перебрался с 23-го на 17-е место. За два года оборот Х5 вырос на 27% (в долларах) и превысил 11 млрд. дол. – см. таблицу 1.

Это был бы весьма впечатляющий показатель роста, если бы он был достигнут «органическим» путем. Но, значимый вклад в рост показателя оборота внесли поглощения и присоединения. Однако на фоне большинства других сетей, многие из которых не только не прибавили, но даже и снизили объемы продаж, Х5 смотрится очень даже неплохо.

Самый впечатляющий рост оборота (в первой десятке сетей) продемонстрировал «игрок №2» - Магнит. За два года, благодаря открытию новых магазинов и повышению эффективности работы, оборот сети вырос на 44% и достиг 7,8 млрд. дол. США. Благодаря чему Магнит переместился с 33-й на 25-ю строчку в ренкинге 400 крупнейших компаний России.

Ашан и Метро стабильно удерживают третью и четвертую позицию среди крупнейших розничных сетей; и 31-34, 40-41 строчки в Топ-400. Что, конечно, весьма похвально, но модного некогда тезиса о глобальном превосходстве западных торговых технологий над российскими никак не подтверждает. К тому же нельзя не отметить, что если Ашан за два года прибавил 700 млн. дол к своему обороту (+16%), то Метро 300 млн. потеряла (-6,5%).

Рольф, некогда занимавший пятое место среди торговых сетей, потеряв почти половину оборота (-47%) переместился на восьмое место. А в списке 400 крупнейших компаний России – с 39-го на 78-е место.

Слабым утешением для Рольфа является то, что потеряв более 35% оборота, десятку крупнейших сетей в 2010-м году покинул Автомир, скатившись с 74-го на 114-е место в «общем зачете».

Место же Рольфа в пятерке крупнейших сетей заняла М.видео, которой удалось сохранить и долларовый оборот, и место в начале седьмого десятка рейтинга «Эксперт-400».

М.видео в 2010-м году немного обогнала даже прежнего лидера «бытовой» розницы - Эльдорадо, которая потеряв более трети оборота, ушла с 45-го на 66-е место в списке 400 крупнейших.

Совокупный же оборот десяти крупнейших розничных торговых компаний в 2010-м году составил чуть более 43 млрд. дол. Увеличившись за два года менее чем на 1%. По отношению к совокупному обороту розничной торговли в России это составляет 7,9%. Двумя годами ранее показатель был на уровне 7,65%.

Совокупный же оборот 40 крупнейших торговых сетей составляет порядка 70 млрд. дол., и как и два года назад не превышает 13% от розничного товарооборота в стране. 13-14% розничного товарооборота также приходится (по данным Росстата) на рынки и ярмарки. Эти цифры ставят под большое сомнение популярный некогда тезис о засилье / доминировании на российском розничном рынке крупных торговых сетей.

И если ситуация будет развиваться подобными темпами, то дело до этого (доминирования сетей) дойдет очень и очень не скоро.

Таблица 1.  10 крупнейших розничных сетей России в 2010 году

Данные: «Эксперт-РА», журнал «Эксперт», №39, 2011,  * частная экспертная оценка.



Игорь Березин

Ведущий эксперт исследовательского холдинга Ромир

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2017
Ромир
Условия использования