Закрыть окно

Огонёк - Тариф подкрался незаметно

Пресса о нас

Огонёк - Тариф подкрался незаметно

Опубликовано: 08.07.2013


В России в очередной раз поднялись цены на жилищные услуги. Сделано все так, чтобы летом этого никто не заметил 

Пока писался этот текст, проезжая часть перед редакцией ушла под землю: говорят, размыло грунт, будут ремонтировать трубы. Это центр Москвы, а по всей стране аналогичные случаи происходят чуть ли не ежемесячно. 

ЖКХ остается наглядно провальной отраслью нашей социально-экономической политики. Место в топе проблем, волнующих россиян, обеспечено ей последние несколько лет. И что самое болезненное -- недовольство жилищно-коммунальными услугами никак не снижает их стоимость. Те, кому случится взять в руки квартплатные квитанции за июль, будут неприятно удивлены: тарифы снова выросли. По сравнению с началом лета -- на 12 процентов в среднем по стране. Что значит плюс 150-500 рублей за квартиру с одного человека. 

Это может показаться скверным сюрпризом, ведь руководство страны обещало сдержать рост тарифов в пределах 6 процентов. Впрочем, арифметика говорит, что удивляться нечему: в первом полугодии тарифы оставались прежними, соответственно, нынешние 12 процентов -- способ наверстать упущенное. В целом за год заговоренная граница должна быть соблюдена. 

Сам рост, в свою очередь, объясняется множеством уважительных причин. Во-первых, инфляция. Во-вторых, необходимость поддерживать и модернизировать инфраструктуру. В-третьих, улучшение качества услуг. Однако при всех правильных словах особенность российского администрирования ЖКХ в том, что узнать конкретно, на что и каким образом наши деньги расходуются (в том числе добавленные 150-500 рублей), непосильная задача. Даже эксперты и аналитики, которых в этой области набралось достаточно, пасуют перед непостижимой сложностью нашей коммуналки. Россияне, оплачивая ЖКХ, сдают деньги в черный ящик. И чем больше этот неприятный эффект становится заметен населению, тем больше его стараются замаскировать. 

Под покровом лета 

Один из оригинальных способов маскировки был спонтанно придуман в прошлом году и дал прекрасный эффект. Тогда повышение тарифов из-за серии зимних выборов -- в Думу и президентских -- перенесли с января на июль. ЖКХ подорожало на 10 процентов с лишним (почти так же, как в 2011-м), и тарифы в очередной раз обогнали инфляцию. То есть объективно для населения ничего к лучшему не изменилось, однако социальной напряженности удалось благополучно избежать. Более того, согласно недавнему исследованию "Ромира", россияне стали лучше относиться к системе ЖКХ. Если в 2011 году довольных коммунальщиками было всего 38 процентов, то в 2013-м -- уже 64 процента. Такую невероятную перемену ничем, кроме как ловкой игрой на социальной психологии, не объяснишь. Видимо, успех был оценен по достоинству: в этому году, уже без всяких явных причин, подорожание снова устроили в июле. 

-- Конечно, можно искать некую экономическую выгоду от перехода на летний цикл,-- считает Илья Долматов, директор Института ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ.-- В частности, говорится, что летом цены на потребительские товары ниже за счет свежего урожая и инфляция разгоняется не так заметно. Однако на самом деле все эти соображения по крайней мере вторичны. Просто летом нет отопления, и платежка значительно меньше, кроме того, многие горожане живут на дачах. А значит, лишние 200 рублей прибавки не выходят за рамки привычного. ЖКХ вообще очень сложная сфера, здесь экономические соображения и эффекты то и дело соседствуют с политическими. 

Для Москвы, впрочем, готовящейся к сентябрьским выборам, летнее подорожание гораздо опаснее, чем хотелось бы. Однако она придумала дополнительный маскирующий маневр -- рост тарифов пройдет в два этапа. Сначала, в июле, поднимется цена на содержание и ремонт жилого помещения (так называемые жилищные услуги), в среднем всего на 46 рублей. И только с 1 августа вырастут тарифы на коммуналку (в среднем на 140 рублей). 

Петр Бирюков, и.о. заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства, пояснил, что за "пропавший" июль (который, город, кстати, все равно компенсирует коммунальщикам из своего бюджета, то есть за счет наших налогов) планируется проверить показания всех счетчиков, чтобы предупредить жалобы от населения. Вероятно, так оно и есть, однако не лишним будет напомнить, что многие москвичи августовские счета за квартиру оплатят уже в сентябре, скорее всего -- после мэрских выборов. Светлая идея разделить жилищные и коммунальные платежи (где первые вроде бы не зависят от решений госвласти, а вторые -- зависят) посещала Федеральную службу по тарифам еще в 2010 году, однако тогда ее признали нецелесообразной: кому нужно вдвое больше квитанций? В творческой обработке московских властей, однако, эта придумка получила право на второе рождение. 

-- В последние годы в России наблюдается улучшение субъективного психологического состояния населения,-- рассказывает Андрей Юревич, заместитель директора по научной работе Института психологии РАН.-- Соотношение пессимистов и оптимистов в 2010-е впервые качнулось в сторону оптимистов. Однако все очень неустойчиво. Один из самых заметно влияющих факторов на наше самоощущение -- это материальное благополучие, поэтому всякий рост тарифов оказывается травмирующим событием. Мы к нему, конечно, привыкли, и летом, вне всяких сомнений, переживаем его легче. Однако некое фоновое недовольство этим фактом, потенциально опасное, остается. Как ни ухищряйся, но ликвидировать его совсем нельзя. 

Ловкость рук 

Впрочем, всегда можно сделать так, чтобы люди платили больше, сами не подозревая об этом. Федеральная служба по тарифам уже признала, что в регионах, где большую часть платежки составляют потребленные газ и электричество, годичное подорожание способно превысить 6 процентов. В потенциальной зоне риска более 1200 муниципальных образований и населенных пунктов. На этот случай "региональным властям поручено определиться с порядком и условиями оказания мер социальной поддержки гражданам". В первом приближении это значит примерно то же, что "пропущенный" июль для Москвы: регион все равно заплатит монополистам, только не из кошельков отдельных жителей, а из своего бюджета, воспользовавшись налогами тех же самых жителей.

-- Это называется перекладывание расходов из одного кармана в другой,-- считает Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики.-- В последние годы нагрузка на консолидированные бюджеты регионов и муниципальных образований неуклонно росла, все больше тратилось на образование и здравоохранение. При этом расходы на ЖКХ, а в 2012-м и на соцполитику вынужденно снижались: иначе в бюджетах просто не нашлось бы денег на развитие. Если теперь, при запланированном сокращении трансфертов из федерального бюджета, заставить регионы компенсировать возросшие траты на ЖКХ, о всяком развитии придется забыть. Отдельно заметим, что подобные компенсации высоких тарифов гражданам значительно усиливают теневую составляющую экономики. 

В столице щедрость компенсаторов простирается еще дальше -- город заботится не только о коммунальных, но и о жилищных расходах москвичей, оплачивая до 50 процентов последних и определяя предельный уровень удорожания. В общем-то госрегулирование жилищных платежей противоречит недавней реформе данной сферы, призванной внедрить там рыночные отношения, однако вот уже 7 лет это идет скорее на бумаге, чем на деле. 

-- В соответствии с Жилищным кодексом плата за ремонт и содержание жилого помещения определяется либо уставом ТСЖ, либо договором с управляющей организацией, которую выбирают и с которой взаимодействуют непосредственно собственники здания,-- рассказывает Ирина Генцлер, руководитель жилищного сектора Института экономики города.-- Орган местного самоуправления может вмешаться только в исключительных случаях: если собственникам не удалось никого выбрать и заключить правильный договор. 

Тогда уже власть проводит открытый конкурс и договаривается с УК сама. Однако у нас получилось так, что россияне об этих нормах толком не знали, а УК (бывшие МУПы, которые всю жизнь работали на этой территории) подсуетились сразу после принятия норм и через конкурсы -- не всегда конкурентные и прозрачные -- оперативно заключили договора, которые теперь год от года, пока собственники не взбунтуются, продлеваются. 

В Москве бунтовать некому: стоимость услуг этих УК кажется жителям гораздо ниже, чем есть на самом деле, поскольку городской бюджет многое компенсирует. А городу очень удобна ситуация, при которой он может рекомендовать нужные тарифы подконтрольным УК. Логика понятна, но конкуренция и эффективность очень страдают. В регионах, поскольку средства местных бюджетов ограничены, ситуация интереснее: жители все-таки ищут, что выгоднее, и процесс смены УК начался. Но, конечно, рынок сюда проникает очень и очень медленно. 

Отчета не давать 

Стоит признать, что с критикой экспертов вполне согласен сам министр регионального развития Игорь Слюняев. В недавнем интервью он кратко сформулировал "основную проблему ЖКХ": "государство из этой отрасли ушло, а рыночные отношения все еще не возникли". При этом правила игры усложняются год от года. 158 законов и 3124 подзаконных акта, регулирующих сферу ЖКХ, по мысли самого министра, не то что применить, даже прочесть нельзя. Понятен поэтому эффект "черного ящика": граждане отдают необоснованные суммы денег на поддержание нерегулируемой отрасли, которая к тому же не обязана перед ними отчитываться. Если бы не политическая значимость исправной работы ЖКХ, на выходе из этой конструкции стоило бы ждать одних бед. 

При этом необоснованность тарифов и неподконтрольность трат, как выясняется, сопровождает наше пользование всеми услугами естественных монополий.

-- Реальные потребности электроэнергетиков и ТЭК весьма сложно оценить,-- замечает Аркадий Шафран, эксперт-аналитик департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий.-- Дело в том, что тарифы формируются, исходя из потребностей энергокомпаний в необходимой валовой выручке. При этом реальную потребность энергокомпаний в выручке проследить невозможно, так как они недостаточно прозрачны. Региональные энергетические комиссии (РЭК), осуществляющие регулирование цен (тарифов) на региональном уровне, не обязаны отчитываться перед потребителями или прислушиваться к ним, что создает благодатную почву для злоупотреблений.

-- С газовиками и тепловой энергетикой не лучше,-- уверен Игорь Юшков, ведущий эксперт Фонда национально энергетической безопасности.-- Недавно "Газпром" признался, что недополучает тех денег, которые платит за его услуги население. Они оседают на уровне посредников, зачастую недобросовестных: соберут с граждан плату за отопление, возьмут газ, а по весне исчезнут. Это не единичные случаи, воровство повсеместно. Госмонополист фактически признался, что рост тарифов должен покрывать и эти издержки "на воровство". Спрашивается: не легче ли навести порядок, чем обирать россиян? Говорилось, что компании-посредники будут способствовать конкуренции на рынке и снижать конечную цену поставки газа. На деле же вместо одного естественного монополиста у нас возникло несколько противоестественных. 

Отдельные попытки наладить связь между потребителями и производителями жизненно важных для всех услуг предпринимаются. Не так давно, например, в закон "Об электроэнергетике" внесли поправки, позволяющие оценивать надежность и качество функционирования сетевых компаний по эффекту для конечных потребителей, разработали даже специальные показатели: индекс частоты прерываний электроснабжения, средний индекс длительности подобных прерываний... Однако эти меры, конечно, удивительно запаздывают и будут касаться только вновь принимаемых инвестиционных программ. 

В целом же решать проблемы с ЖКХ гражданам предлагают в явочном порядке. Разворачивают, например, по стране Центры общественного контроля в сфере ЖКХ (действуют уже в 50 регионах), организуют горячие линии... Оно, несомненно, полезно для разрядки социального напряжения: людям есть где высказать претензии и потребовать защиты. Но даже у психологических приемов имеется срок действия: когда экономические провалы станут слишком заметны, их придется заделывать экономическими же мерами. 

Ольга Филина

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования