Закрыть окно

РБК - Осенние холода увеличили спрос на кофе и шоколад

Пресса о нас

РБК - Осенние холода увеличили спрос на кофе и шоколад

Опубликовано: 11.10.2013

Последние полгода индекс "простых удовольствий" неуклонно снижался. Исследователи напряженно ждали, выльется это снижение в новый тренд или нет. Россияне начали экономить во всем, в том числе отказывая себе и маленьких удовольствиях - кофе с молоком и шоколадкой. 

Однако в минувшем сентябре кривая Индекса Ромир "Кофе с молоком" опять отскочила вверх. В ответ на дождливую и прохладную погоду россияне начали активнее покупать кофе и шоколад. Таким образом, значение Индекса в сентябре 2013г. составило 682 пункта, что на 9% выше значений августа 2013г. и на 4,5% больше, чем в сентябре 2012г. 

Такие данные приводит исследовательских холдинг Ромир. Базой для расчета индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Эти товары не являются продуктами первой необходимости и являются элементарным набором "простых удовольствий". Динамика Индекса КсМ вернулась к тренду, наблюдаемому в течение последних двух лет, а именно к умеренному, на 4-5% в годовом выражении росту Индекса. За пять лет (с сентября 2008.г) Индекс КсМ Ромир вырос ровно на 50% (в 1,5 раза), что в точности соответствует официальным данным по инфляции потребительского рынка за эти пять лет. 

Но если первые три года Индекс КсМ рос темпами, опережающими показатели инфляции по потребительскому рынку в целом, то последние два года темпы его роста отстают от индекса потребительских цен Росстата примерно в 1,5 раза. Рост индекса в сентябре (по сравнению с августом) произошел благодаря росту объемов натурального потребления всех продуктов, входящих в наш индекс. Особенно сильно - сразу на 34% - выросли покупки кофе. В сентябре 2013г. они достигли абсолютного максимума за весь более чем пятилетний период наблюдений. При этом средние реальные цены приобретения на все продукты (кроме молока) снизились по сравнению с августовскими значениями на 5-15%. 

С точки зрения экономической науки - это совершенная нормальная реакция на изменение цены. К тому же, если потребители начинают покупать продукт в упаковках большего размера, то средняя цена оказывается ниже, так как в расчете на литр (килограмм) крупные упаковки дешевле небольших. Такая же картина только с обратным знаком (цены росли, а объемы потребления снижались) наблюдалась и в июле-августе. 

Например, средняя реальная цена приобретения кофе снизилась по сравнению с сентябрем прошлого года на 20%. А объемы его покупок в натуральном выражении выросли на 27,5%. В результате объемы потребления кофе (в деньгах) выросли на 2% по сравнению с сентябрем 2012г.. А вот цены на молоко, напротив, выросли на 11% за год. И объемы его натурального потребления снизились на 12%. А общий итог (в деньгах) - минус 2% к уровню сентября 2012. В Москве Индекс КсМ Ромир в сентябре 2013г. вырос сразу на 19% по сравнению с августом до 839 пунктов. По сравнению с сентябрем 2012г. индекс вырос на 7%. 

За пять лет рост индекса в Москве составил 49%, всего лишь на 1 процентный пункт меньше, чем в целом по стране. А ведь еще в августе пятилетний рост был всего лишь 36%. Таким образом, летнее отставание Москвы было полностью компенсировано.

Рост Индекса в Москве произошел благодаря феноменальному росту покупок кофе (в 1,5 раза в натуральном выражении, с достижением абсолютного месячного максимума) при снижении средней реальной цены его приобретения на 10%. Итого - рост расходов на кофе на 33% за месяц. Выросли и натуральные покупки шоколада - на 26% за месяц при снижении цены на этот продукт на 6%. Итого - рост расходов на шоколад на 34%. 

Рост натурального потребления молока на 17% при стабильных средних ценах на него также внес свою лепту в общую копилку роста. А вот потребление бутилированной воды в холодном и дождливом сентябре в Москве снизилось на 8% при снижении средней цены всего на 2%.Удивительно, но факт - наименее обеспеченные москвичи в августе и сентябре платили за кофе в среднем более высокую цену, чем горожане среднего и высокого достатка. 

А самую низкую среднюю цену за кофе платили как раз горожане с самыми высокими доходами. Видимо потребители из этой группы научились приобретать кофе с использованием скидок, бонусов и прочих мер стимулирования спроса, которые предлагают производители и розница.В других крупных городах рост Индекса КсМ в сентябре 2013г. был не столь значительным. Всего лишь 5% к августу и 4% к сентябрю 2012г., а за пять лет (с сентября 2008) - на 53%.В целом картина похожа на московскую, но более сглаженная. 

Натуральный рост потребления кофе на 27% при снижении цены на этот продукт на 11%. Рост потребления воды на 16% при снижении цены на нее на 19%. Рост потребления шоколада на 10% при снижении цены на 3%. И стабильные объемы потребления молока при стабильных же ценах на этот продукт.Малообеспеченные покупают самый дорогой кофе, потому как цены для них выросли за месяц на 10%. В то время как для потребителей среднего достатка они снизились на 17%, а для самых обеспеченных - на 26%. 

Зато самые обеспеченные в сентябре покупали самый дорогой шоколад - на 33% дороже, чем граждане со средними доходами и на 40% дороже, чем малообеспеченные горожане.

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования