Закрыть окно

РБК - Средний класс экономит на продуктах питания

Пресса о нас

РБК - Средний класс экономит на продуктах питания

Опубликовано: 14.11.2013


Индекс повседневных покупок в октябре 2013г. снизился на 1% по сравнению с сентябрем этого же года и составил 263 пункта. Номинальное снижение индекса в октябре произошло впервые за весь период наблюдений с 2008г. Такие данные приводит исследовательский холдинг Ромир. По сравнению с октябрем 2012г. Индекс повседневных покупок вырос на символический 1% в номинальном выражении, а с учетом инфляции снизился на 5% в реальном выражении. Последний раз такую негативную динамику повседневных потребительских расходов Ромир наблюдал летом 2010г. 

Но тогда "нормальное" сезонное снижение потребительской активности было усилено экстремальной жарой в европейской части нашей страны. Осень 2013г. тоже может быть названа аномальной. Экстремально дождливый и холодный сентябрь сменился необычно теплым октябрем. Возможно, это объясняет столь необычное поведение Индекса. Возможно, увеличившиеся в последние полгода покупки товаров длительного пользования (Ромир писал об этом в своем релизе в октябре) оттянули на себя часть денег с рынка продуктов питания. Доля продуктов питания в повседневных расходах (без учета оплаты услуг и крупных покупок) в октябре 2013г. снизилась по сравнению с октябрем 2012г. на 9 процентных пунктов - до 56%. 

Доля непродовольственных товаров повседневного спроса, соответственно, возросла до 44%. С учетом изменения структуры потребления можно сказать, что в октябре 2013г. по сравнению с октябрем 2012г. покупки продуктов питания снизились в номинальном выражении более чем на 10%, а покупки непродовольственных товаров повседневного спроса выросли на 25%. Возможно, это связано с тем, что одной из статей крупных расходов, совершенных россиянами за последние полгода, были расходы, связанные с ремонтом и обустройством жилья. 

Наблюдаемая сегодня пропорция - 44% на непродовольственные товары и 56% на продукты питания - держится уже более полугода и вышла за рамки ситуационных и даже сезонных колебаний. В целом за лето 2013г. расходы на приобретение продуктов питания практически не изменились (в номинальном выражении) по сравнению с летом 2012г., а в реальном выражении снизились на 5-6%. Зато расходы на покупку непродовольственных товаров повседневного спроса выросли на 30% в номинальном и более чем на 20% в реальном выражении. 

За счет чего сокращаются расходы на приобретение продуктов питания для дома? Прежде всего - за счет переключения на более "экономичные" продукты. Потребители стали более внимательно и благосклонно относиться к разного рода "спец-предложениям" и "бонусам" от торговых сетей. Это подтверждается и данными опросов, и информацией из скан-панели Ромир. В течение месяца жители российских городов посещают (и делают покупки) в большем количестве торговых точек, чем ранее, выбирая в каждой наиболее интересные (по цене) предложения и стараясь не слишком сильно поддаваться соблазну импульсных покупок. 

Во-вторых, имеет место небольшое (на несколько процентов по каждой категории) сокращение потребления различных продуктов в натуральном выражении, что, возможно, отчасти компенсируется ростом внедомашнего потребления. А какие же непродовольственные категории растут? Практически все. Но особенно сильно - мелкая бытовая техника и товары для дома, строительства и ремонта. Первое время исследователи Ромир полагали, что наблюдают весенне-летний сезонный феномен увеличения расходов на товары для дома (дачи). 

Однако когда тенденция продолжилась и в сентябре-октябре, стало понятно, что речь идет о как минимум среднесрочном тренде. Расходы наименее обеспеченных горожан в октябре 2013г. выросли на 3,5% к сентябрю. За год расходы на повседневное потребление в этой группе выросли в среднем на 13%, обогнав инфляцию потребительского рынка в два раза. За пять лет рост номинальных расходов в этой группе составил 88%. С поправкой на инфляцию это дает около 23-25% роста в реальном выражении. 

Основной вклад в снижение индексов потребительской активности в октябре 2013 внес "средний класс". В средней доходной группе расходы в октябре снизились на 6,5% по сравнению с сентябрем. По сравнению с октябрем 2012г. расходы среднеобеспеченных снизились на 7,5% в номинальном выражении и на 13% с учетом инфляции. А вот за пять лет (с октября 2008г.) рост расходов в этой группе составил только 61% или около 5% в реальном выражении. А ведь еще в сентябре эта группа лидировала по показателю пятилетнего роста (в два раза в номинальном выражении). 

В группе потребителей с относительно высоким уровнем доходов повседневные расходы в августе прекратили снижение и даже выросли, правда, только на 1,5% к июлю. Зато в сентябре они выросли на 5,3% к августу и на 14% сентябрю прошлого года. В октябре рост продолжился - 2,5% к сентябрю и 4,5% к октябрю прошлого года. За пять лет рост повседневных расходов в этой группе составил 75% в номинальном выражении и около 15-17%, с поправкой на инфляцию. 

Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования