Закрыть окно

РБК - Потребительская активность россиян продолжает снижаться

Пресса о нас

РБК - Потребительская активность россиян продолжает снижаться

Опубликовано: 15.01.2014


Повседневные расходы россиян в декабре 2013г. выросли на привычные для последнего месяца года 20% по сравнению с ноябрем того же года. А вот по сравнению с декабрем 2012г. они не изменились даже в номинальном выражении. То есть с учетом инфляции реальные расходы снизились на 5%. Такие данные приводит исследовательский холдинг Ромир. Снижение потребительской активности, наблюдаемое на других рынках с начала - середины 2013г., к концу года докатилось и до рынков товаров повседневного спроса. А продуктовые рынки вообще ушли в глубокий минус.

Единственным, хотя и довольно слабым, утешением может служить тот факт, что стагнация эта происходит на довольно высоком накопленном уровне. Так, повседневные расходы декабря 2013г. все же на 20% выше расходов в декабре 2011г. По сравнению с декабрем 2010г. расходы выросли в номинальном выражении почти на 30%, а с поправкой на инфляцию - примерно на 5%. А за пять лет, с кризисного декабря 2008г. повседневные расходы увеличились номинально на 85% (почти в два раза), обогнав инфляцию потребительского рынка более чем на 20%. У потребителей с уровнем дохода "ниже среднего" повседневное потребление в декабре выросло по сравнению с ноябрем на 19%. 

По сравнению с декабрем 2012г. номинальный рост расходов составил 4%. С поправкой на инфляцию можно говорить о снижении реального повседневного потребления на 2-2,5%. Существенно хуже обстоят дела у группы потребителей, обладающих средними доходами. Не смотря на 20%-ный рост в декабре (к ноябрю) повседневные расходы в этой группе за год снизились на 6% в номинальном выражении и почти на 12% с учетом инфляции. Столь скверная динамика повседневного потребления в этой группе объясняется соответствующей динамикой доходов. В отличие от доходов малообеспеченных групп (бюджетники, пенсионеры) они не попадают под индексацию. 

И в отличие от доходов высокообеспеченных групп (бизнесмены, топ-менеджеры, коррупционеры) они не могут увеличиваться "по собственной воле". С другой стороны такая динамика доходов и расходов среднеобеспеченных россиян хорошо объясняет их негативное настроение и критический настрой к происходящему в стране, который наблюдается на протяжении двух последних лет. У потребителей с доходами "выше среднего" повседневное потребление в декабре выросло на 21% по сравнению с ноябрем. 

По сравнению с декабрем 2012г. номинальный рост составил 3%, а скорректированный на инфляцию - минус 3-3,5%. Анализ потребительских итогов 2013 года показывает, что восстановление потребительского оптимизма должно рассматриваться в качестве одной из самых приоритетных задач внутренней экономической политики. Поскольку особых надежд на внешние рынки у России в ближайшие пару лет нет, иного источника для возобновления экономического роста с темпом хотя бы в 3-4%, кроме внутреннего потребительского рынка у нашей страны тоже нет. 

Ромир-индекс покупательской активности - инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Romir Household Panel. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 100 тыс. жителей и более.

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования