Закрыть окно

Профиль - «Экономические проблемы россияне воспринимают как непогоду, к которой нет смысла готовиться»

Пресса о нас

Профиль - «Экономические проблемы россияне воспринимают как непогоду, к которой нет смысла готовиться»

Опубликовано: 11.06.2014


Победа на Олимпиаде, «Крымнаш!» и хоккейное чемпионство убедили население, что кризиса нет Этой весной заметно уменьшилось количество россиян, считающих, что в стране экономический кризис. Настроения в обществе оптимистичные: все ждут, что сейчас перестанут расти цены и улучшится ситуация в экономике. Однако никто не торопится доставать кубышки и безудержно тратить накопленное. 

Россияне забыли о кризисе 

В апреле индекс потребительских настроений, который Фонд "Общественное мнение" (ФОМ) замеряет по заказу Центробанка показал, что все больше россиян ждут, что цены замедлятся, а ситуация в экономике улучшится. Растут ожидания того, что увеличатся доходы, и можно будет и тратить, и сберегать. Оптимизм россиян может быть связан с тем, что их внимание было приковано не к экономическим событиям, а к международной политике. 

Россия весной выступала в роли возрождающейся империи, страны-победительницы на Олимпиаде, считает руководитель управления социально-политических исследований ВЦИОМ Степан Львов. "На фоне последних внешнеполитических событий, которые россияне трактуют как "победы" России, кризисные ожидания и оценки снизились", - говорит директор проектов ФОМ Людмила Преснякова. 

"В массовом порядке россияне не говорят, что готовятся к кризису. Дело в том, что сейчас еще продолжается эйфория от "побед" России - от успеха на Олимпиаде до присоединения Крыма. При этом обещанные западные санкции оказались не страшными и пока напрямую простых россиян не касаются". Экономические санкции Запада против России рассматривались населением как "пугалки", не связанные с реальными ограничениями развития страны, и то, что Крым получит большие дотации, почти не вызвало недовольства. Этого просто не заметили на фоне "великих свершений" марта-апреля. 

В мае не было свежих замеров про кризис, так как пока нет ощущения, что он остался в повестке массового сознания, полагает Людмила Преснякова. "Пока продолжается эйфория, она потихоньку идет на спад, но закончится нескоро при условии сохранения текущей ситуации. Если в экономике случатся резкие перемены, то, возможно, иллюзии рассеются быстрее". Кризис не забыл о россиянах Ко 2 июня инфляция, по замерам Росстата, с января разогналась до 4,2% - за аналогичный период прошлого года она доросла до 3,1%. Годовая инфляция выросла до 7,6% и превысила прогноз Минэкономразвития. МЭР ожидает, что в июне годовая инфляция достигнет 7,7-7,8%. В I квартале рост розничных продаж продолжался, несмотря на то, что реальные доходы населения снизились. Минэкономразвития связывает это с увеличением спроса на товары длительного пользования: россияне пытаются защититься от девальвации рубля и ускорения инфляции. 

В апреле в Москве, по данным Росеестра, зафиксировано на 30% больше сделок с жилой недвижимостью, чем в апреле 2013. Та же тенденция заметна и в других городах. Но спрос на услуги упал, снижается и потребительская активность в целом. В апреле номинально повседневные потребительские расходы снизились на 7% по сравнению с мартом и вернулись на уровень февраля. С учетом потребительской инфляции можно говорить о снижении реального повседневного потребления на 10% за год, говорится в исследовании РОМИР. 

Рынки продуктов питания и товаров повседневного спроса продолжают снижаться. Когда респонденты говорят об экономическом кризисе, они, как правило, имеют в виду то, что происходит с ценами на товары и услуги, безработицей и курсами валют, говорит Степан Львов. "Но колебания курсов валют, с точки зрения экономистов не говорят о том, что наступил экономический кризис. Например, в апреле мы зафиксировали, что для населения проблема номер один - это рост цен. Эта проблема, которая может быть индикатором таких ожиданий, первый раз вышла на первое место. До этого, в 2012-2013 людей больше всего волновали проблемы ЖКХ, еще раньше - коррупция и бюрократизм, уровень жизни населения, примерно четыре-семь лет назад - наркомания и алкоголизм". По словам Людмилы Пресняковой, когда люди говорят об экономическом кризисе, они имеют в виду, что им не хватает зарплаты. 

"Так говорят чаще те даже, кто ипотеки себе позволить не может. Это реакция наименее обеспеченных слоев населения на свою неудовлетворенность уровнем жизни, когда, с одной стороны, низкие доходы и быстро растущие цены, с другой". "Как ни странно, население не связывает экономические проблемы с политическими, в отличие от интернет-среды, где часто встречаются мнения вроде "бюджетникам не повысили зарплаты, потому что страна готовилась к олимпиаде в Сочи", говорит Степан Львов. 

"Такое явление как кризис - как и большинство экономических явлений, ту же инфляцию - сограждане в большинстве своем воспринимают в фаталистическом ключе, как некое неподконтрольное им, практически "природное" явление, бороться с которым, тем более готовиться к которому, бесполезно. Граждане даже инфляцию особо в планы не закладывают - потому что и слишком это сложно, и все равно она как фон присутствует. Готовиться к кризису - значит, что-то планировать, а этого население не делает. У нас народ если планирует бюджет, то на короткие сроки - основная часть до 3 месяцев",- полагает Преснякова. 

Косвенный показатель того, что население воспринимает ситуацию как неопределенную - то, что среди россиян, которые откладывают доходы, по-прежнему больше всего тех, кто копит на "черный день" - 27%, по опросам ВЦИОМ. Норма сбережений в I квартале, по официальным данным, снизилась до исторического минимума - 5,4% (10,2% в среднем за 2013). 

В 2013 42% считали, что для них и их семьи ситуация благоприятная, а в 2009 было 24%. 22% респондентов заявляли, что смирились с тем, что им пришлось отказаться от прежнего образа жизни. 19% населения не строят планы на будущее, 44% планируют все только на 2-3 месяца вперед, потому что ситуация в стране нестабильна. В 2010 доля тех, кто не строил планы, была на 4% больше. 

Валерия Кущук

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования