Закрыть окно

Российская газета - Деликатесы оставляем на потом

Пресса о нас

Российская газета - Деликатесы оставляем на потом

Опубликовано: 24.06.2014


Россияне стали больше экономить на продуктах 

Жители России стали меньше тратить из-за неуверенности в завтрашнем дне. Существенно снизился спрос на дорогие товары от известных брендов, зато к прилавкам с "красной ценой" граждане охотно идут. К такому выводу пришли участники "круглого стола" "Спад покупательской активности: что случилось с российским потребителем и как работать в новой реальности". В этом году спрос сократился на 10% по сравнению с 2013 годом, свидетельствуют результаты исследования холдинга "Ромир". 

При этом россияне экономят не только на дорогих товарах, но и на продуктах. По данным исследования, покупки полуфабрикатов снизились на 33%, кондитерских изделий - на 32%, алкоголя - на 31%, безалкогольных напитков (газированная вода, кофе, соки) - на 25%. Кстати, за покупками большинство россияне предпочитают отправляться на рынок. Немало и тех, кто делает заказ в интернет-магазине. 

По мнению граждан, такой подход к шопингу избавляет от лишних расходов и соблазнов. Кроме того, многие предпочитают отложить деньги "на черный день". Раньше покупательская активность росла ежегодно на 10%. В 2014 г., впервые за последние десять лет, этого не произошло. "Сегодня россияне не уверены в своем будущем и не питают иллюзий по поводу завтрашнего дня в экономическом плане, что отражается на их тратах", - считает президент холдинга "Ромир" Андрей Милехин. 

Глобальный индекс экономической надежды показывает, что такого пессимизма в России, как сегодня, не было никогда - минус 43%. "Эта цифра - разница между долей тех, кто видит будущее светлым, и тех, кто видит его нерадостным. И она нарастает. Даже в кризисы, когда мировая экономика и благосостояние людей подвергались мощным ударам, пессимизма не было", - отметил Андрей Милехин. 

С ним согласилась Татьяна Комиссарова, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ, которая считает, что большинство граждан надеялись на улучшение экономической ситуации слишком долго, теперь они предпочитают отложить свои деньги на "черный день". "Начиная с 2010 года очень многие тратили свои сбережения на отложенные покупки. Но к концу 2012 года стало понятно, что кардинальных улучшений не будет. В этот момент люди стали экономить", - пояснила она. 

Сбережения сегодня есть у 37% россиян, показывают результаты опроса ВЦИОМ. Год назад эта доля составляла 32%. Накопления имеют люди преимущественно старше 60 лет (46%) и респонденты с высоким достатком (52%). Согласно последним данным, сбережений нет у 60% наших сограждан. Большинство - 27% опрошенных - откладывают на "черный день". За ними идут те, кто копит на покупку квартиры или дома и просто "про запас". 

Между тем специалисты ЦБ в июньском докладе о денежно-кредитной политике отмечают, что годовые темпы роста депозитов населения снизились с 18,1% (на конец прошлого года) до 10,5%. "Связано это с ожиданием ускорения инфляции, россияне активно снимают доллары и евро с банковских счетов, вкладывая наличные в товары длительного пользования", - комментируют эксперты. 

Исследователи холдинга "Ромир" поясняют, что в I квартале 2014 года действительно увеличились вложения в крупные покупки. Например, практически прекратилось сокращение продаж автомобилей в натуральном выражении, а в денежном наблюдался рост. Кроме того, в апреле 2014 г. по сравнению с апрелем 2013г. был зафиксирован рост на рынке жилья, в то время как на рынке продуктов питания и товаров повседневного спроса продажи снижаются до сих пор. Что заставило россиян снизить расходы? 

"Люди сократили потребление продуктов первой необходимости, существенно меньше размещают деньги на депозитные вклады, потому что инвестировали в покупку недвижимости в конце прошлого - начале нынешнего года", - считает вице-президент "МТС-Банка" Михаил Яценко. Он также отметил, что состоятельные граждане охотнее приобретают товары длительного спроса, либо валюту, которая остается дома или в банковских ячейках. Для малообеспеченных граждан локомотивом стимулирования спроса всегда было потребительское кредитование, говорит Михаил Яценко, которое резко сократилось после Нового года в связи с новыми правилами регулятора. 

"Политическая ситуация не может не отражаться на экономике страны, но я думаю, что страшные сценарии, которые прописывают аналитики для российской экономики, не имеют прямого значения. Но то ухудшение, которое мы наблюдаем, - это повод задуматься и переключить внимание с нашей роли в мировой политике на то, что происходит у нас. Сегодня люди не знают, что будет с экономикой и, соответственно, с их благосостоянием завтра", - говорит Андрей Милехин. 

По данным исследования видно, что сегодня сограждане отдают предпочтение рациональным покупкам - товарам со скидкой, а не брендам. Эксперты отмечают, что экономия россиян основана на оптимизации затрат. Сегодняшний покупатель идет в магазин с конкретной целью. При этом надо отметить, что россияне стали не только более экономны, но и более требовательны к продукции. Как быть в новых условиях производителям и торговым компаниям? 

Эксперты в области ретейла уверены в необходимости поиска новых способов продвижения и сбыта товаров на рынке. По словам Татьяны Комиссаровой, для 60-70% россиян основную роль играет цена продукта - в России очень много бедных людей. Чтобы не допустить спада продаж, ретейлерам и производителям нужно делать акцент не на "красную цену", а на эмоции потребителя. "Наш покупатель привыкает к цене ниже рынка и на рыночную цену отвечают отказом от покупок. Потребителю нужно дать возможность получать удовольствие от покупок. Он должен чувствовать себя в магазине приятно и комфортно", - говорит Татьяна Комиссарова. 

По ее мнению, основная задача маркетинга состоит в том, чтобы сделать потребителя счастливым. "Это вовсе не означает, что речь идет о манипуляции сознанием покупателя. Прежде всего, чтобы воздействовать на эмоции человека, надо знать его мотивы и ценности, а также понимать, как покупатель принимает решение. Восприятие человека, как правило, подчинено мотивационной системе, которая формируется благодаря социальному опыту", - пояснила Татьяна Комиссарова. Рациональный покупатель решил, какую вещь он хочет купить, заранее, но какую торговую марку он выберет, зависит от эмоционального восприятия. 

"Тут все зависит от продавца: если он сможет задеть эмоциональную сферу, сделать человека счастливее, покупатель выберет его", - говорит эксперт. На ее взгляд, решить проблемы бизнеса в новых условиях помогут интересные и нестандартные предложения. На Западе и в России многие из них уже применяются. Например, одежда в одном стиле для мам и их детей, контент-истории, воплощенные в лицензионных продуктах, запуск определенных мотивов - удобства, безопасности (например, низкие вешалки в магазине с одеждой для детей - чтоб ребенок сам мог выбрать себе покупку). 

По словам Андрея Милехина, в результате определенных действий государства и изменений в экономике в России сформировалось три типа потребителей. Сегодня их нужно знать ретейлерам и производителям, чтобы добиться успеха на рынке. 

"Почти половина нашего населения, в основном в малых городах и сельской местности, находится в зоне отсутствия рынка и из этой зоны уже не выйдет. Они как-то к ней приспособились, и ряд производителей находят к ним ключи, - говорит Милехин. - Другая, наиболее активная часть, проживающая в крупных городах, смогла адаптироваться, найти и пройти путь рыночного обучения, с ними работать проще - их поведение совпадает с поведением потребителей Центральной и Восточной Европы. Но мы видим, что на рынок выходит третий тип - молодежь. Их поведение непонятно вообще никому - и нам, и нашим коллегам-исследователям на Западе. Это совершенно новое поколение, которое лишено всяких стереотипов и сметает все представления о классическом маркетинге, живет совершенно в другом информационном пространстве и по-другому формирует свои навыки и свои цели. Мы присутствуем буквально при рождении нового типа потребителя". 

Ангелина Жукова

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования