Закрыть окно

Деловой Петербург. Покупатели выбирают нужное

Пресса о нас

Деловой Петербург. Покупатели выбирают нужное

Опубликовано: 27.12.2011

Этой осенью в России снизились темпы роста потребительского спроса. Россияне стали более разумно подходить к планированию личных бюджетов. Причем петербуржцы оказались наиболее осторожны в своих тратах, свидетельствуют данные исследовательской компании "Ромир". 

Первые признаки тревожной для ретейлеров тенденции появились в конце октября и уже более четко обозначились в ноябре. Об этом на конференции "Ретейл в России", организованной газетой "Ведомости", сообщил президент "Ромира" Андрей Милехин. Так, в ноябре по сравнению с октябрем 2011 г. траты россиян увеличились всего на 2%, в то время как в последние 2 года в эти периоды рост был 5-6%. Исключение составил только кризисный 2008 г., когда ноябрьские расходы снизились по сравнению с октябрем на 2%.

"В этом году эвереста новогодних продаж, который наблюдался в предыдущие годы, не будет", - прогнозирует президент "Ромира" Андрей Милехин. В компании ожидают в декабре 15%-ный рост к ноябрю. Это хуже показателей прошлых 3 лет, когда рост продаж достигал 20-25%. В Петербурге, скорее всего, рост будет еще меньше, чем по России. Кроме того, сокращается готовность потребителей делать крупные покупки. Так, ранее люди совершали две крупные покупки за полгода, сейчас - 1,3.

Снижаются и расходы на приобретение турпутевок. Эти данные могут свидетельствовать об изменении культуры потребления и приближении ее к европейской, когда потребителю важны цена, сервис, качество, а не количество покупок. "По мере насыщения рынка показатели роста потребления естественно сокращаются, и это нормально", - говорит представитель сети "Дикси" Лаврентий Губин. С этим мнением согласен и представитель сети "Окей" Артем Глущенко.

Однако, по мнению аналитика TKB Capital Натальи Колупаевой, это может быть связано и с большим количеством покупок, совершенных в 2010 г., когда из-за высокой инфляции, ожиданий дефицита некоторых товаров и их подорожания люди делали запасы впрок и демонстрировали ажиотажный спрос. "Хотя если говорить о Европе, то сейчас расходы на питание сокращаются год от года", - говорит Наталья Колупаева. По ее данным, расходы россиян на продукты питания превышают 30% от общих расходов, в то время как в Европе - около 15%. "Речь идет не о кризисе или спаде", - говорит Андрей Милехин, отмечая, что в кризис люди посещали ежемесячно семь торговых точек, а сейчас - 12. Такие изменения в "Ромире" объясняют насыщением потребления: происходит перелом в потребительских настроениях россиян.

Замедление темпов роста потребления в компании связывают со стабилизацией спроса, утверждая, что в России ситуация впервые стала напоминать обычный цивилизованный рынок.

Так, в ноябре по сравнению с октябрем 2011 г. траты россиян увеличились всего на 2%, в то время как в последние 2 года в эти периоды рост был 5-6%. Исключение составил только кризисный 2008 г., когда ноябрьские расходы снизились по сравнению с октябрем на 2%. Потребители стали покупать ровно столько, сколько необходимо, а для сетей наступает новый этап конкуренции: борьба за покупателя будет идти за счет повышения качества сервиса. Однако крупные федеральные продуктовые сети пока не наблюдают серьезных изменений своих финансовых показателей.

Исключением стала только Х5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"), понизившая в октябре прогноз роста выручки в рублях по итогам 2011 г. с 40 до 35%. Корректировку компания объяснила ухудшением макроэкономической ситуации в стране и сокращением потребления. Тем не менее аналитики считают, что о кардинальном переломе в потребительских предпочтениях говорить пока рано.

"Возможно, дело в резком замедлении темпов роста реальных доходов населения, которые после кризиса 2008 г. перестали измеряться десятками процентов", - предполагает Наталья Колупаева. Президент финской сети Prisma в России Веса Пуннонен говорит, что российский продуктовый розничный рынок показывает лучшую динамику продаж, чем европейский и финский. "Как раз осенью мы отметили рост покупательской активности.

Несмотря на сложную ситуацию в летние месяцы, мы зафиксировали прирост показателя like for like количества чеков в сентябре, что, на наш взгляд, является первым положительным сигналом с начала третьего квартала", - отмечает представитель "Окея" Артем Глущенко. По его словам, в четвертом квартале тенденция лучше, чем в целом по году. "Покупательская способность зависит от повышения зарплат.

Если в следующем году зарплаты будут расти одновременно с инфляцией, тогда и чек увеличится как минимум на тот же процент. Люди в любом случае потребляют. И в краткосрочной перспективе мы не видим причину, по которой у людей стало бы меньше денег", - говорит представитель "Окея". Статистика по рынку бытовой техники и автомобилям так же показывает положительную динамику. Так, за 3 квартала этого года прирост спроса на бытовую технику составил 28%. Автомобилей за 11 месяцев этого года реализовано на 41% больше к уровню 2010 г.

Между тем производители утверждают, что раздувание в СМИ второй волны кризиса заставляет потребителей осторожничать в тратах. Но ни вторая волна кризиса, ни ухудшение макроэкономической ситуации, которое заметила Х5, не пугает инвесторов и они охотно инвестируют в розничный рынок России. Только в Петербурге за последние 3 месяца стало известно о трех новых проектах в продуктовом ретейле.

http://www.dp.ru/a/2011/12/26/Pokupateli_vibirajut_nuzhnoe/


Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования