Закрыть окно

Независимая Газета - Граждане отказываются от компота

Пресса о нас

Независимая Газета - Граждане отказываются от компота

Опубликовано: 07.10.2015


Роста доходов населения не ожидается и в 2016 году Стремительное подорожание заставляет россиян заготавливать фрукты впрок 

В России стремительно растет доля тех, кто вынужден экономить на питании. Сегодня об экономии на еде говорят уже 84% граждан. Год назад отказывали себе в некоторых продуктах питания лишь 19% россиян. А в благополучном 2012 году таких было всего 8%. Так выглядит процесс затягивания поясов в зеркале социологических опросов холдинга "Ромир". Социологи констатируют: практически все россияне перешли на режим личной экономии. 

Согласно последнему опросу исследовательского холдинга «Ромир», 84% респондентов сообщили, что более тщательно подходят к выбору продуктов питания - изучают ценники и стараются экономить. Причем почти половина покупателей (44%) в качестве стратегии экономии выбрали оптимизацию. Они заявляют, что отказываются от покупки дорогих видов товаров и стараются покупать более дешевые марки среди категорий первой необходимости. Еще четверть семей (26%) стараются вести себя рационально. Они составляют список продуктов и поэтому покупают только те товары, которые им действительно необходимы. 

Скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel показывает, что в январе-сентябре текущего года относительно аналогичного периода прошлого года расходы россиян в среднем и в целом увеличились на 14%, а на товары повседневного спроса - на 16%. Основная причина экономии - в снижении реальных доходов населения. 

«По итогам августа 2015 года они сократились на 4,9% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, - отмечает аналитик Forex Club Валерий Полховский. - В такой момент потребители имеют свойство менять свои привычки. Могут переходить из линейки более дорогих товаров в сторону более дешевых. Все это будет восприниматься ими как экономия на продуктах питания». 

Согласно прошлогоднему опросу «Ромира» на схожую тему, россияне также называли самым популярным способом борьбы с инфляцией экономию и перераспределение семейного бюджета в пользу более дешевых продуктов. В ноябре 2014 года такой ответ дали 32% опрошенных, а в 2012 году такого мнения придерживались 20% респондентов. Около 19% россиян в 2014 году отмечали, что вынуждены отказывать себе в некоторых продуктах питания. Это почти вдвое больше, чем в 2012 году. 

Россияне вынужденно ввели личные санкции на рыбу, мясо и сыры, шутят социологи, которые заметили явные изменения в потребительском поведении сограждан. Результаты показали, что наименьшие изменения произошли на рынке молочной продукции. Молоко и молочные продукты с прежней частотой и в прежнем объеме покупают 86% и 83% россиян соответственно. Около 82% респондентов ответили, что санкции никак не отразились на покупке овощей. Три четверти российских семей (75%) ответили, что покупают в прежнем объеме и фрукты. 

При этом в других категориях товаров доля ответов о сокращении покупок оказалась ощутимо выше. Так, 28% россиян заявили, что за последний год стали реже и меньше покупать рыбу и морепродукты. И еще 28% опрошенных дали такой же ответ относительно мяса. Четверть российских семей сократила покупки мясной гастрономии (26%) и сыров (24%). Говоря об отказе покупать товары из санкционных категорий, россияне чаще упоминали опять же рыбу (5%) и сыры (6%). Но самый высокий показатель в этом варианте ответа был получен по категории сухофруктов (8%). 

Примечательно, что в начале октября 2015 года «Ромир» также проводил опрос на тему санкций. Респондентов спрашивали, заметили ли они изменения в ассортименте продуктовых полок магазинов в связи с продуктовыми санкциями. И если в сентябре 2014 года последствия санкций заметили лишь 21% опрошенных, то в этом году положительный ответ дали 43% россиян. Причем 37% отметили исчезновение некоторых марок, а 6% - большинства привычных им брендов. 

Соответственно сократилась доля тех, кто не заметил изменений в ассортименте торговых марок - с 79% в сентябре прошлого года до 58% в сентябре нынешнего года. Данные о потреблении, полученные посредством скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, также подтверждают октябрьские опросные результаты. 

Так, в период с января по сентябрь текущего года было зафиксировано снижение потребления (по весу) сыров (-16%), рыбы и морепродуктов (-12%), консервов (-21%) относительно аналогичного периода прошлого года. Логично, что неизменным остается потребление самых необходимых продуктов, тем более что цены на молочную продукцию изменились несущественно. А вот подорожание рыбы, сыров и мяса, безусловно, повлекло за собой стремление к экономии в этих категориях, что и выразилось в снижении потребления. 

Согласно данным Росстата, который отслеживает стоимость базовых продуктов питания по всей стране, с августа 2014-го по август 2015-го подорожало практически все. Исключение составили, в частности, огурцы. В прошлом году они стоили 49,65 руб. за килограмм. А в этом сезоне - 43,17 руб. Больше всего из товаров первой необходимости подорожала гречка - с 35,51 руб. до 68,03 руб. за килограмм. Отмеченные в опросе «Ромира» сухофрукты за год подскочили в цене со 177,33 руб. за килограмм в августе 2014 года до 299,61 - в этом году. 

Удорожание гречки специалисты объясняли ожиданием нового урожая. Действительно, крупа, дорожавшая практически весь сентябрь, за неделю с 25 сентября по 2 октября подешевела на 210 руб. - с 42 815 руб. до 42 605 руб. за тонну, сообщает агентство Интерфакс. Упадут ли вслед за оптовыми ценами розничные? Не факт. Объемы розничной торговли падают несколько месяцев подряд. Среди причин - в том числе и антикризисный тренд на экономию. Логично предположить, что торговые сети постараются компенсировать свои убытки. И сохранят цены на товары первой необходимости (в том числе на гречку) на текущем уровне. 

Представитель Х5 Retail Group сообщил «НГ», что торговля, конечно, же отмечает изменение структуры чека: «Покупатели стали приобретать больше товаров «первой цены». Чтобы предложить более низкую цену, мы сегодня предлагаем продукты собственных торговых марок. Кроме того, нам как мультибрендовому сетевому ритейлеру удается сдерживать рост для потребителей цен благодаря эффективной работе с поставщиками, в том числе за счет проведения совместных промоакций». 

Представитель другой торговой сети на условиях анонимности сообщил, что нынешняя закупочная политика меняется: «Покупатель ищет дешевый товар, продавцы ищут дешевых поставщиков, поставщики, экономя на цене конечного продукта, снижают качество. Надо понимать, что бюджетные продукты не могут отличатся высокими потребительскими свойствами». Ожидать, что доходы россиян в 2016-м вырастут, не приходится. 5 октября вице-премьер РФ Ольга Голодец сообщила, что прогнозы правительства РФ не показывают роста реальных доходов населения РФ в 2016 году. «С точки зрения падения реальных доходов - мы тоже их видим», - цитирует Голодец издание ТАСС.

Отвечая на вопрос о том, будет ли положительная динамика в реальных доходах населения в 2016 году, Голодец отметила: «Официальные прогнозы, которые относятся к базовым, не показывают роста». По мнению Полховского, с учетом темпов инфляции, которые наблюдаются сейчас, реальным располагаемым доходам очень сложно расти: «Однако мы полагаем, что ближе к 2017 году, по мере того как ценовое давление, возникшее из-за девальвации рубля, пойдет на спад, а экономика адаптируется к шоку, они снова начнут прирастать». 

Нина Забелина

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования