Закрыть окно

Взгляд - Время потребительства закончилось

Пресса о нас

Взгляд - Время потребительства закончилось

Опубликовано: 12.10.2015

В дни проведения военной операции в Сирии появились данные опроса "Ромир", которые свидетельствуют о том, что 84% потребителей в России экономят на продуктах питания, а 24–46% реже употребляют рыбу, мясо и сыры и – о боже! – составляют перед походом в магазин списки.

Некоторые СМИ преподнесли это чуть ли не как свидетельство наступившего голода, намекнув при этом потребителям, что всему виной расходы на армию. Расчет на то, что в людях сработает известное с перестроечных времен противопоставление "армии и еды": мол, хуже живем, потому что больше стреляем. 

Продукты действительно подорожали и дорожают далее – это не секрет, и власть не скрывает этого. Инфляция продуктов первой необходимости задела абсолютное большинство граждан: к слову, 84% – это примерно количество сторонников Путина. Но вместо того чтобы нагнетать панику, необходимо разобраться и понять, каким образом повлияли цены на потребление граждан, чем именно они (мы) пожертвовали? 

Если вникнуть в результаты опроса, то обнаружится, что, как ни странно, речь идет о более рациональном подходе к покупкам (как сформулировано в вопросе – "стиле покупок"). 44% опрошенных граждан вынуждены отказаться от покупки дорогих товаров и стараются покупать более дешевые марки. Для разных социальных страт, конечно, это может быть разный выбор – между оригинальной моцареллой в элитной сети и белорусской моцареллой, либо между молоком натуральным и порошковым. Но смысл в том, что продукты начинают оцениваться не по брендам, а по их цене, и это как раз нормально. 

26% граждан, сообщает "Ромир", задумываются при походе в магазин о том, чтобы не купить лишнее, и составляют списки. Вообще-то, составлять список покупок – это не что-то особенное, а нормальная привычка, которая говорит только о здоровой бережливости человека. Ненормально как раз забрасывать в тележки "Ашана" горы продуктов "на всякий случай", четверть из которых потом выбрасывается или пожирается "от нечего делать" и "чтобы не выбрасывать". 

Столько же граждан – 24–28% – стали покупать меньше и реже мяса, колбас, рыбы и сыров. Что такое покупать реже и меньше мяса, регулярно доводится наблюдать в мясной лавке, когда продавец после обслуживания ряда покупателей, которые килограммами набирают копченостей и прочих деликатесов, задает изумленный вопрос тому, кто решил взять 300 г вареной колбасы: "Это всё?" Мол, что ж ты не берешь как нормальный человек. И бесполезно объяснять, что дело даже не в деньгах, а что просто не нужно столько колбасы и вообще это личное дело каждого: все же вокруг берут палками. 

К слову, 75–85% опрошенных вовсе не стали себя ограничивать при покупке овощей, фруктов и молочных продуктов. И это показатель очень высокий, учитывая, что они тоже немало подорожали как санкционные товары. Тем не менее и это факт: подорожание ограничивает потребление продуктов, но не ставит основное население перед совершенно безальтернативным отказом от них. Количество тех, кто заявил о полном отказе от покупок молока, мяса и овощей на уровне статистической погрешности – 2–4%. И только сухофрукты перестали покупать 8% опрошенных. 

Сразу оговорюсь и подчеркну, предвидя гневные отклики обличителей режима – людям, которые не могут себе позволить даже дешевые продукты первой необходимости, надо обязательно помогать с помощью увеличения минимальных зарплат, социальных пособий, дополнительных выплат и благотворительности. В конце концов, просто купить продуктов тому, кто у прилавка мнется без денег. Увеличение количества людей за чертой бедности до 22,9 млн человек, хоть оно и вызвано повышением прожиточного минимума, неприемлемо для России, и надо сделать всё, чтобы обеспечить людям приемлемый достаток. 

Но для львиной доли населения России, особенно в крупных городах, нынешнее подорожание является отрезвлением от чрезмерного потребления, установившегося в начале 2000-х. Когда торговые центры превратились в главные объекты посещения и общения, шопинг стал самым привлекательным занятием, а забитый купленными товарами багажник авто – символом семейного счастья. Когда продукты первой необходимости покупались втридорога только из-за пакета с эмблемой элитной сети магазинов, а в пятницу вечером килограммами разбирали креветки и литрами дорогую водку. Покупка простого продукта стала незначительной, даже скучной – хотелось большего и нового. Излишество потребления слишком для многих из нас превратилось в само собой разумеющееся, и так долго не могло продолжаться. 

Время потребительства закончилось. И дело не в Крыме, санкциях, операции в Сирии и расходах на армию – это только видимые факторы. Дело в другом: потребление как образ жизни и единственный её смысл – это тупик и разрушение, оно может привести только к разложению и гибели человека и народа. Необходимо одуматься и предотвратить это. В том числе путем самоограничения во имя выживания и развития. 

Самоограничение должно коснуться всех, в том числе и так называемую элиту, которая в особенности привыкла к излишеству и показной роскоши. 

Эдуард Биров

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования