Закрыть окно

Research Rethink React

Исследовательский холдинг Ромир

Эксклюзивный
представитель в России и СНГ


Огонёк - Жить не лень

Пресса о нас

Огонёк - Жить не лень

Опубликовано: 02.11.2015

О новой социологической тенденции: в России растет число активных граждан 

Опровергнут, пожалуй, главный миф о современных россиянах — то, что мы ленивы и апатичны. Свежие данные социологов доказывают обратное: число активных растет. Чего еще мы не знаем о самих себе, выяснял "Огонек" 

В рамках проекта "Россия. 10 лет спустя" социологи из "Ромира" воспользовались собственными наработками: опрошенным задавали те же вопросы, что и в аналогичных опросах в прошлом. Делать это каждый год смысла не имеет, пояснили "Огоньку" в социологической службе, установки и ценности так быстро не меняются, а вот взглянуть на динамику за 10 лет не только можно, но и нужно, тем более что и возможности есть. Задача амбициозна -- зафиксировать, как изменились россияне с начала 2000-х. 

Начали с фундаментальных вещей, один из первых опросов -- об отношении россиян к жизни. Как выясняется, для многих оно осталось прежним: "жизнь -- это непрерывная борьба за выживание". Так ответили 31% опрошенных (в 2004-м, когда задавался аналогичный вопрос, было 30%). Желание "стать богатым и жить, как хочется", тоже неизменно: в 2004-м этот вариант выбрали 11%, сегодня -- 10%. 

Однако есть и динамика. Стало больше тех, кто стремится к "нравственному совершенствованию" (рост с 7% до 13%) и "раскрытию талантов" (с 4% до 6%). Но главное -- заметно упала доля тех россиян, кто просто "живет как живется". Этот ответ (второй по популярности) выбрали в 2004-м 36% опрошенных, а сегодня лишь 28%, то есть разница в 8%. Эксперты, опрошенные "Огоньком", сошлись на том, что именно к этим 8% и надо присмотреться внимательнее. 

Руководитель лабораторий в Институте социологии РАН и НИУ ВШЭ Владимир Магун предупреждает: перечень ответов, предложенных социологами, неполон, ну, например, ничего не сказано про семью и детей, а ведь для многих именно в этом и заключается смысл жизни. То есть не исключено, что пропущены какие-то сферы, которые могла бы отметить значительная часть респондентов,-- об этом не следует забывать. 

Из парадоксов: не подтверждается якобы свойственная россиянам высокая духовность, отрешенность от земного. Напротив, практически половина респондентов говорят о важности базовых потребностей, связанных с выживанием и заработком... А вот падение числа инертных, тех, кто "живет как живется", и правда, симптом обнадеживающий. 

-- Это снижение очень примечательно,-- говорит Магун.-- Теряет популярность идея пассивного существования без возможности делать самостоятельный выбор, без долговременных целей, которые сам же определил. Люди хотят больше контролировать свою жизнь, брать на себя ответственность, проявлять большую самостоятельность и активность,-- это, похоже, факт. Мы с коллегой по НИУ ВШЭ Максимом Рудневым тоже изучаем ценности людей, так вот могу подтвердить: молодежь и у нас, и в других постсоциалистических странах все чаще "голосует" за самостоятельность и свободу. 

Тенденцию подтверждает и Владимир Петухов, руководитель Центра комплексных социальных исследований Института социологии РАН.

 -- Прежде всего за 2000-е заметно выросли доходы многих россиян, и за счет этого увеличилась доля среднеобеспеченных слоев населения, способных рассчитывать на себя и своих близких,-- уточняет эксперт.-- Сегодня соотношение "самодостаточных" и "зависимых" россиян -- 56% к 44%, то есть 56% россиян по-прежнему считают, что без поддержки государства им не выжить, а 44% заявляют, что в ней они уже не нуждаются -- еще 10 лет назад их было не более трети. Другой вопрос, что среди "самодостаточных" немало тех, кто просто распрощался с патерналистскими иллюзиями, понял, что в случае форс-мажора нельзя рассчитывать на помощь извне -- нужно самому крутиться, искать вторую работу, дополнительные источники заработка... 

Чем еще заняться, если плыть по течению не получается или не хочется?

 -- Это может быть что угодно. Например, получение высшего образования, или выбор карьеры чиновника, или тот же бизнес, хотя его и зажимают,-- говорит Владимир Магун.-- Или возьмите мобильность. С введением ЕГЭ этот показатель пошел вверх: молодежь получила возможность переезжать, поехать учиться из глубинки в крупные города. В обществе есть много вариантов приложения активности, и когда одни каналы перекрываются, человек ищет для своей активности другие сферы. 

Владимир Петухов дополняет: в последнее время относительно широкое распространение получает неполитический гражданский активизм. Он локализуется в основном в тех сферах жизни, где существуют проблемы, которыми государство не хочет или не может заниматься. Правда, массовым это явлением не назовешь: по данным эксперта, в различных волонтерских движениях задействовано лишь 4-6% россиян. Зато появились активисты и самоорганизующиеся структуры, которые могут мобилизовать значительные силы, например, на тушение пожаров, борьбу с наводнениями или с платными парковками, как недавно в Москве. Речь не о том, чтобы участвовать в чем-то постоянно, а в самой готовности это сделать. 

Впрочем, изменения, произошедшие с россиянами за 10 лет, не сводятся лишь к смене жизненных установок: еще один опрос, предоставленный социологами "Ромира" "Огоньку", касается государственных приоритетов -- какими они представлялись нам раньше и какими видятся сейчас. Оказывается, сограждан уже не так волнует влияние олигархов на власть (если в 2003-м об этом беспокоилось 25% россиян, то сегодня всего 10%) или, к примеру, восстановление военной мощи страны (в 2003-м это считали важным 25%, в 2015-м -- только 9%). Зато рост есть по другому показателю -- все больше людей видят необходимость усиления престижа России в мире (рост с 12% до 21%) и укрепление государственности (рост с 11% до 18%). 

Патриотизм вообще сильно вырос -- об этом свидетельствует самый свежий опрос "Ромира" в рамках того же проекта. В 2000-м социологи поинтересовались у россиян, какую страну те хотели бы выбрать для жизни своих детей. Тогда Россию назвали 51% опрошенных, сегодня -- 61%. А вот больше всего мы не хотим ехать в США (падение с 9% до 2%) -- и это тоже симптоматично. 

Кирилл Журенков

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования