Закрыть окно

Research Rethink React

Исследовательский холдинг Ромир

Эксклюзивный
представитель в России и СНГ


Финансовая газета - Время покупать. Потребительский спрос просыпается

Пресса о нас

Финансовая газета - Время покупать. Потребительский спрос просыпается

Опубликовано: 26.11.2015

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, насколько подходящим россияне считают нынешнее время для крупных покупок и кредитов и какую модель экономического поведения считают наиболее верной. 

Покупать, но дешевле 

Индекс потребительского доверия в октябре нынешнего года достиг годового максимума – 34 п. (при возможном диапазоне от 10 до 90). Однако в целом рост нельзя назвать существенным: с мая по сентябрь показатель держался на уровне 32–33 п. Большинство россиян (62% в октябре) считают нынешнее время для крупных покупок неблагоприятным. Нынешнее значение индекса превышает показатель января текущего года (30 п.), однако проигрывает результатам аналогичных периодов прошлых лет (42–46 п. в 2009–2014 гг.). По мнению экспертов, это показывает, что к большим денежным тратам россияне в настоящее время готовы в меньшей степени, нежели в предыдущие годы. 

По данным ВЦИОМ, сократить денежные траты в настоящее время советуют две трети опрошенных (65%) – эта доля выросла до максимума за последние полгода. Иной позиции придерживаются втрое меньше – 24%: они полагают, что в нынешней ситуации будет лучше израсходовать зарплату на покупки и повседневные нужды (среди 35–44-летних – 31%, среди респондентов с высоким достатком – 29%). 

И все же в целом потребительский рынок демонстрирует некоторый рост. Так, по данным исследовательского холдинга «Ромир», полученным на основе панели домашних хозяйств Romir Scan Panel, в октябре текущего года повседневные расходы россиян выросли на 7,7% относительно сентября, что значительно превышает месячную инфляцию в 0,7%, рассчитанную Росстатом. Таким образом, после трех месяцев потребительского затишья, когда расходная активность россиян оставалась практически неизменной, повседневные траты опять пошли в рост. 

Относительно октября прошлого года повседневные расходы россиян выросли на 12,4%, что на 3,2% меньше официального показателя инфляции, накопленной за этот период. Таким образом, даже не смотря на оживление потребительской активности в октябре, реальные расходы россиян, «очищенные» от инфляции, по-прежнему остаются ниже показателей и прошлого, и даже позапрошлого годов. 

В предыдущие годы в октябре потребительская активность традиционно оживлялась. Исключением стал только 2013 г., с которого в целом началась стагнация на потребительском рынке. Зато в прошлом году расходы россиян в октябре относительно сентября выросли почти на 10%. 

По мнению экспертов «Ромир», рост расходов в октябре был обусловлен несколькими факторами. С одной стороны, сыграла роль своего рода «низкая» база предыдущих месяцев, когда наблюдалось сезонное снижение цен на ряд продуктов, что способствовало частичной экономии. Плюс не стоит сбрасывать со счетов отъезды горожан в отпуска и на дачи. 

Октябрь же традиционно считается так называемым чистым месяцем, избавленным от влияния сезонных и праздничных факторов. И именно в октябре потребители столкнулись с обновленными после очередного скачка курса валют ценами, что и привело к росту повседневных расходов. Причем траты россиян выросли в основном за счет подорожания продуктов питания, доля которых в потребительской корзине россиян в последние месяцы достигла 56%, хотя все летние месяцы этот показатель находился на уровне 50%. 

Среднедоходная группа после сентябрьского спада в повседневных тратах по результатам октября потратила на 7,3% больше, чем месяцем ранее. Идентичным оказался и годовой рост их расходов, т.е. среднедоходники по-прежнему демонстрируют потребительскую скромность и стойкость в контроле своих трат. 

Россияне с высоким доходом уже четыре месяца подряд демонстрируют рост своих расходов. Так, в октябре они потратили на 3,6% больше, чем месяцем ранее. Таким образом, уровень их расходов в октябре почти сравнялся с самым высоким показателем в текущем году, который был зафиксирован в марте. Относительно октября прошлого года состоятельные люди увеличили свои повседневные траты на 9,8%. 

Согласно исследованию ВЦИОМ доверие к банкам в последние месяцы заметно выросло: тех, кто считает необходимым положить свободные деньги на счет, с августа по октябрь стало больше с 33 до 40% (среди 18–24-летних – 48%, среди москвичей и петербуржцев и материально обеспеченных – по 50%). Одновременно до минимума в нынешнем году (35%) снизилась доля респондентов, советующих забрать накопления из банков. 

Потребительское кредитование: пик просрочек пройден 

Как пишут эксперты ВЦИОМ, в вопросе кредитования наши сограждане настроены еще более категорично: 82% полагают, что брать взаймы у банков сегодня нецелесообразно. Индекс кредитного доверия россиян в сентябре–октябре нынешнего года составляет 20 п. (с 23 п. в августе), что ниже значений, зафиксированных в октябре 2009–2014 гг. В целом с начала года показатель держится в пределах 19–24 п. Согласно анализу компании «Медиалогия» тема «потребительский кредит и ипотека» в российских СМИ в 2015 г. упоминалась более 300 тыс. раз. В СМИ активно обсуждались льготная ипотека, процедура банкротства физических лиц, а также изменение процентных ставок по кредитам. 

Все это нашло свое отражение на кредитном рынке. По данным 3350 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), пик просроченной задолженности по розничным кредитам пришелся на август–сентябрь 2015 г. Именно в этот период были зафиксированы максимальные показатели коэффициента просроченной задолженности (КП) по всем видам розничных кредитов: по кредитам на покупку потребительских товаров – 17,1%, по кредитным картам – 21,3%, по автокредитам – 8,3%, по ипотеке – 4,3%. При этом уже в октябре рекордные значения просрочки по банковским кредитам пошли на спад: по кредитам на покупку потребительских товаров КП снизился на 2 п.п., по кредитным картам – на 1 п.п., по автокредитам – 0,2 п.п., а по ипотеке остался на прежнем уровне. 

«В 2014–2015 гг. доля просрочки в розничном кредитовании росла на фоне сокращения выдач новых займов, – считает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Иными словами, старые «хорошие» кредиты, погашались быстрее, чем выдавались новые, а старые «плохие» – продолжали оставаться на балансе кредиторов. Кроме того, с середины 2014 г. банки стали пересматривать свои кредитные политики в сторону снижения аппетита к риску и более тщательной оценке заемщиков. В результате, качество новых кредитов оказалось на порядок выше тех, которые выдавались в период наращивания клиентских портфелей в 2012–2013 гг.». 

Таким образом, по словам Викулина, к осени 2015 г. доля «плохих» кредитов достигла предельных значений, полностью реализовав эффект от снижения темпов выдачи новых кредитов. В последние месяцы рост просрочки прекратился, а в ряде сегментов ее уровень даже снизился. «По нашему мнению, это свидетельствует о том, что пик роста «плохих» долгов в настоящее время в целом пройден, и на рынке розничного кредитования появились первые признаки стабилизации. Вместе с тем на динамику доли просроченной задолженности продолжает оказывать влияние кредитное здоровье граждан, снижающееся по причине инфляции и падения реальных доходов», – заключает глава НБКИ. 

Онлайн-покупки

По данным исследования OnLife, представленного компанией Synovate Comcon, во втором полугодии 2015 г. среди активных интернет-пользователей наблюдалось незначительное сезонное увеличение доли онлайн-покупателей по сравнению с первым полугодием 2015 г., имевшее место и в 2014 г. 

Как и годом ранее, сейчас чаще всего в Интернете покупают одежду и обувь (43% онлайн-покупателей), второй по популярности категорией товаров является техника (бытовая, аудио-, видео-, фото-, компьютерная), однако по сравнению со вторым полугодием 2014 г. число покупателей техники в сети заметно снизилось (на 5 п.п.). Это связано как со снижением покупательской способности населения, так и с тем, что офлайновые магазины в борьбе за покупателя предлагают скидки и акции, которые делают покупки онлайн менее выгодными. 

Третьей группой товаров по популярности стала косметика и парфюмерия, ее покупают 26%. Многолетние наблюдения показывают, что покупки косметики и парфюмерии растут во времена кризисов. Активные интернет-пользователи во втором полугодии 2015 г. по сравнению со вторым полугодием 2014 г. стали чаще заказывать еду на дом. Скорее всего, заказ еды на дом частично компенсирует отказ от посещения кафе и ресторанов, предполагают специалисты компании Synovate Comcon. Замыкают топ-5 покупок в Интернете детские товары, на которых потребители экономят в последнюю очередь. 

Если говорить о процессе покупки, то почти половина интернет-пользователей и выбирают, и покупают товары онлайн, 32% выбирают в обычном магазине, а покупку совершают онлайн. На 4 п.п. уменьшилась доля тех, кто делает выбор в Интернете, а приобретает офлайн по сравнению со вторым полугодием 2014 г. Зато доля «консервативных пользователей» остается неизменной: 16% предпочитают и выбирать, и покупать товары в обычном магазине. Кроме того, онлайн-шоперы стали меньше доверять информации на страницах интернет-магазинов: на 5 п.п. уменьшилось число людей, которые ищут сведения о товаре на их сайтах. Зато во втором полугодии 2015 г. вырос интерес к обзорам на видеопорталах, а также в блогах – на 2 п.п. по сравнению со вторым полугодием 2014 г. 

Изменения наблюдаются и в способе оплаты интернет-покупок: за год доля россиян, оплачивающих онлайн-покупки с помощью банковской карты, увеличилась на 9 п.п., а число тех, кто оплачивает наличными курьеру, сократилось на 6 п.п. Причиной такого изменения послужил и кризис (люди стараются сэкономить на доставке и забирают товар из пункта самовывоза), и увеличение количества зарубежных сайтов с бесплатной доставкой и выгодными предложениями, на которых проще всего расплачиваться с помощью банковских карт. 

В результате можно сделать вывод, что если потребитель – состоятельный человек, то, скорее всего, он в последнее время увеличивает свои расходы и совершает крупные покупки. Это обусловлено прежде всего не столько необходимостью совершать их именно сейчас, так как возникла острая потребность, а наличием выгодных предложений, которыми розничный рынок пытается привлечь к себе клиентов. С большой долей вероятности такие покупки будут совершены через Интернет после посещения крупного торгового центра, где клиент внимательно изучил предложения и уже сделал свой выбор. Ну, а плата, конечно же, будет осуществляться с помощью банковской карты. 

Впрочем, такое поведение вполне находится в русле традиционного биржевого совета, который сегодня перекочевал на розничный рынок – покупать в кризис и продавать, когда рынок растет. Это позволяет богатым стать еще богаче. Главное успеть воспользоваться нынешней ситуацией. 

Автор Алексей Земцов 

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования