Закрыть окно

Research Rethink React

Исследовательский холдинг Ромир

Эксклюзивный
представитель в России и СНГ


Журнал РБК - Обновление корзины

Пресса о нас

Журнал РБК - Обновление корзины

Опубликовано: 01.02.2016


54% россиян теперь могут себе позволить купить только еду и предметы первой необходимости. для среднего класса жизнь по докризисным привычкам подорожала на треть 

В 2015 году цены, по данным Росстата, выросли на 12,9%, а годом раньше - на 11,4%. Выше 12,9%, зафиксированных официальной статистикой в прошлом году, инфляция с 2003 года поднималась лишь однажды - в 2008 году (тогда она составила 13,3%). При этом доходы людей снижаются. Фактические зарплаты падают второй год: в ноябре 2015 года россияне получали только 91% от того, что годом раньше. 

Средний по стране реальный располагаемый доход - 30 699 руб., или $394,7 по курсу на 17 января 2016 года. Официальная бедность стремительно растет: доходы ниже прожиточного минимума, по данным Росстата, получают 20,3 млн человек (14,1%) - это 13 городов размером с Новосибирск, или 24,5 Краснодара. Размер прожиточного минимума - 9673 руб. Больше бедных - и в количественном, и в процентном выражении - в России в последний раз было в 2006 году. Даже в 2008 и 2009 годах цифры были ниже сегодняшних. 

Если спросить людей, на что им хватает денег, больше половины (54%) ответят, что они могут себе позволить покупать лишь еду или предметы первой необходимости. Годом раньше таких было 48%. Доля обеспеченных - тех, кто может себе позволить купить как минимум новый автомобиль, - теперь только 13% (еще в 2013 году таких было 18%), свидетельствует исследование Финансового университета. 

В столицах - Москве и Санкт-Петербурге - цены выросли еще сильнее, чем в среднем по стране: на 14,2 и 13,2% соответственно. Однако если низкодоходная группа (по классификации "Ромир" - меньше 30 тыс. руб. на члена домохозяйства в Москве) вынуждена была повышать свои расходы вслед за инфляцией, то у среднего класса было больше возможностей для маневра. В результате потребительская корзина среднего класса сильно изменилась, расходы сократились, и критическим стал не размер официальной инфляции, а изменение качества жизни. 

РБК решил составить реальную потребительскую корзину среднего класса и оценить настоящую инфляцию для жителей городов-миллионников. Опираясь на статистику сервиса учета личных финансов Easy Finance и социологической компании "Ромир", мы определили ежедневные траты и сбережения семьи из среднего класса и посмотрели, как они изменились в 2015 году по сравнению с относительно благополучным 2013-м. Потом мы посчитали, во что обошлось бы представителю среднего класса сохранение привычек сытых лет (подробнее о методике - см. "Как мы считали" на с. 22). 

Для московской семьи среднего класса прежняя жизнь в 2015-м обошлась бы почти на 30% дороже, чем в 2013-м, показали расчеты РБК: пришлось бы тратить 3,9 млн руб. в год вместо 3 млн. Правда, на деле этого не произошло. Годовой бюджет снизился до 2,6 млн руб., причем, чтобы сохранить хотя бы часть трат, среднему классу пришлось больше брать в долг: расходы на проценты по кредитам выросли аж в 4 раза. 

Данные Easy Finance по остальным городам-миллионникам отличаются в абсолютных значениях, но в целом повторяют московскую тенденцию. Но средний класс - в тех же ножницах, что и остальные потребители: доходы не растут или даже падают, а цены увеличиваются. Поэтому, как и остальные, белые воротнички изменяют привычки и сокращают покупки. Экономия на привычных раньше тратах - теперь новая привычка: представители среднего класса сокращают расходы на еду, одежду и обувь, путешествия, еду вне дома, обслуживание автомобиля. Они покупают меньше и выбирают более скромные товары. Неизменными остаются лишь траты на детей и медицинское обслуживание. 

Как мы считали 

Данные о структуре потребительской корзины среднего класса мы получили у сервиса для планирования личных финансов Easy Finance. Выборка по Москве - 940 пользователей, из них более 70% - семьи. 

"Ромир", опираясь на Росстат, относит к среднему классу в Москве семьи с доходом 30-45 тыс. руб. на члена домохозяйства, в России в целом - 20-35 тыс, руб. Учитывая, что, согласно переписи населения 2010 года, среднее домохозяйство в России состоит из 2,6 человека, для расчетов мы использовали доход семьи в 78-300 тыс. руб. для Москвы, подняв на 100 тыс. руб. верхнюю границу диапазона, и в 52-91 тыс. руб. - для России. 

За эталон взята структура потребления в Москве, поскольку структура потребления в других 14 городах-миллионниках при меньшем доходе повторяла эти пропорции с отклонением в пределах 1%. Для подсчета стоимости корзины-"призрака" 2013 года в 2015 году (то есть суммы, которую представитель среднего класса потратил бы в 2015 году, если бы оставил свою потребительскую корзину неизменной по сравнению с 2013 годом) мы также пользовались структурой потребительской корзины, предоставленной Easy Finance. 

Чтобы определить подорожание, мы пользовались данными Росстата по средним потребительским ценам на товары и услуги (выборка 659 товаров по Москве). Совместив данные Easy Finance и Росстата, мы посчитали увеличение расходов на еду, взяв средний рост по тем категориям, которые, согласно данным "Ромира", больше всего покупали представители среднего класса в 2013 году (овощи, фрукты, мясо, птица, конфеты, деликатесы и тд). 

Также на основе данных Росстата мы считали увеличение стоимости расходов на домашнее хозяйство, связь, ТВ и интернет, домашних животных, досуг и отдых. По части категорий, на которых пользователи в большинстве случаев не экономят (например, детские товары и лекарства), мы брали реальные расходы 2015 года. 

Аналогичным образом поступали и с "неизбежными платежами" - налогами, сборами, оплатой штрафов, процентов по банковским кредитам. По части категорий, данных по которым не было в Росстате и явно попавших "под нож", - подарки, материальная помощь, развлечения, книги - мы взяли данные относительно "сытого" 2013 года. Кроме того, по части категорий (одежда, электроника и др.) для расчетов помимо данных Росстата использованы дополнительно данные и экспертные оценки Y Consulting, "Яндекс. Маркет" и "Туту.ру". 

Анфиса Воронина, Анастасия Якорева

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования