Закрыть окно

Новые известия - Хроника падающего чека

Пресса о нас

Новые известия - Хроника падающего чека

Опубликовано: 17.03.2016


За один поход в магазин россияне тратят все меньше средств 

В феврале 2016 года среднестатистический россиянин потратил за один поход в магазин 499 рублей. Таким образом, его средний чек сократился за месяц на 13,5%. Столь резкого падения этого параметра не было с прошлого кризиса, отмечается в исследовании холдинга "Ромир". Лидерами, или, точнее, антилидерами, оказались Северо-Западный, Центральный и Дальневосточный федеральные округа, где чек за месяц потерял 17-21%. Особенно заметны потери гипермаркетов и дискаунтеров: посетители не оставляли здесь меньше тысячи рублей с конца 2013 года. 

Средний чек - это сумма всех совершенных клиентами покупок за определенный период времени, деленная на количество чеков за тот же период. В данном случае речь идет о единоразовом посещении магазина. Холдинг "Ромир" рассчитывает свой индекс "Среднего чека" по результатам исследования скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel. Сюда в режиме онлайн поступает информация о покупках, которые делают 10 тыс. покупателей в 52 городах России с населением более 10 тыс. человек. 

Любопытно, что рекордное падение средний чек показал в крупных городах - пятисоттысячниках и миллионниках. В Петербурге покупатели сократили единоразовые траты в магазинах сразу на 16% по сравнению с январем. Таким образом, средний чек в Северной столице после январских 810 рублей оказался на отметке в 680 рублей. 

По оценке аналитиков "Ромира", эти данные свидетельствуют об изменении потребительского поведения. После экономного января, когда россияне еще продолжали доедать предновогодние запасы, февраль опять позвал их в магазины. Граждане в поисках низких ценовых предложений стали чаще заходить сразу в несколько торговых точек, сокращая средний чек за единоразовую покупку. Такая стратегия экономии показала свою сомнительность уже в прошлом году, когда общие расходы домохозяйств бесконтрольно выросли на 21%. 

И сейчас, даже тратя меньше при каждой покупке, покупатели увеличивают общие объемы затрат на повседневные товары. В нынешних макроэкономических условиях едва ли эта тенденция будет в ближайшее время нарушена. По данным Росстата, в январе 2016 года снижение объема розничной торговли составило 7,3% по сравнению с показателем января 2015-го. Потребительский спрос остается слабым: после краткосрочного декабрьского роста реальные доходы продолжили свое падение, и это происходит уже 16 месяцев подряд. 

По оценке ИК "Уралсиб Кэпитал", российский ВВП сократился в январе на 3,2% год к году. Не случайно сегодня экономическую ситуацию в стране как кризисную характеризуют 71% опрошенных "Ромиром". Год назад таких было 53%. Эксперты Bank of America предупреждают о растущей угрозе "скрытой дефляции" в России, которая, как они полагают, уже началась в потребительской сфере. Здесь происходит смещение покупательского спроса в сторону менее качественных продуктов и товаров. Средняя потребительская корзина дешевеет, несмотря на ее номинальный рост. 

"Люди, чьи доходы снизились, ведут себя абсолютно предсказуемо, стараясь меньше тратить, - сказал "НИ" председатель правления международной Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. - У них две мотивации: сэкономить на покупках в магазине и, по возможности, попытаться хоть что-то отложить. По всем прогнозам, в 2016 году россияне оставят больше денег на банковских депозитах, чем в предыдущие годы". 

Эксперт напомнил, что, согласно данным официальной статистики, с начала кризиса число бедных, то есть граждан с доходом ниже прожиточного минимума, в стране увеличилось на 30% и превысило 19 млн. "Эти люди вынуждены пересматривать свою потребительскую корзину, покупать в основном крупы, полуфабрикаты и продукты из так называемого борщевого набора - свеклу, картошку, капусту. При этом они сокращают потребление фруктов, овощей, мяса, рыбы, молока, сыров. Словом, всего того, что делает наше питание сбалансированным", - заметил собеседник "НИ". 

Георгий Степанов

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования