Закрыть окно

АиФ - Потребительская анорексия. Как кризис вынудил россиян экономить на всем

Пресса о нас

АиФ - Потребительская анорексия. Как кризис вынудил россиян экономить на всем

Опубликовано: 29.04.2016

Покупательская активность соотечественников упала до рекордно низкого уровня. Соотечественники отказываются от дорогих товаров в пользу более дешевых и стараются сберегать свободные деньги.

Покупательская способность россиян упала до исторического минимума. В первом квартале индекс потребительского доверия Nielsen опустился до рекордно низких значений за всю историю наблюдений. Он составил 63 пункта, в то время как в прошлом году был на отметке 72 пунктов. "Истощение" - так охарактеризовали состояние российских потребителей в Nielsen.

Оптимизаторы и рационалисты

Доля соотечественников, у которых имеются деньги после расходов на основные нужды и обязательные платежи, опустилась до рекордно низкого уровня - 82%. Для сравнения: в кризисный 2009 год показатель составлял 93-96%. Сегодня свободные средства население предпочитает тратить на новую одежду (36%), отпуск (31%), 31% респондентов деньги ни на что не тратят - переводят их в сбережения.

Потребительская модель поведения россиян меняется из покупательной в накопительную: 76% соотечественников стараются экономить деньги. Недавно Министерство экономического развития отчиталось, что показатель нормы сбережений соотечественников обновил максимум, достигнув 15,7%.

"Склонность населения к сбережению в марте вновь обновила максимум, достигнув 15,7% от располагаемых доходов. Население продолжает оптимизировать свои расходы, откладывая все большую долю доходов в качестве сбережений", - отмечается в сообщении МЭР, которое цитирует ТАСС.

Год назад от расходов на развлечения отказывались 55% граждан, теперь - 59%, говорится в материалах Nielsen. Покупку одежды в том году откладывали 55% соотечественников, в этом - 61%. Более половины (52%) вынуждены покупать более дешевые продукты. Год назад доля таких респондентов составляла 48%.

Стоит отметить, что рост числа соотечественников, экономящих на продуктах питания, фиксируют и другие исследовательские институты. По последним данным ВЦИОМа 26% населения существенно затянули пояса, незначительно экономят 45% граждан.

Как выяснил Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, на продукты питания россияне тратят более 50% своих доходов. Последний раз такой баланс наблюдался в кризис 2008-2009 г.г.

Конец прекрасной эпохи. Как кризис влияет на настроения людей

"Сейчас наметилась тенденция роста доли расходов населения на продукты питания, вполне логично отражая факт снижения реальных доходов... и роста бедности, - известно, что чем беднее домашнее хозяйство, тем большую часть бюджета оно тратит на продукты питания", - отмечается в докладе РАНХиГС.

Исследовательских холдинг "Ромир" выяснил, что более 70% граждан стараются экономить различными способами. Специалисты холдинга выделили три стратегии поведения россиян в кризис: "оптимизаторы", "рационалисты", "запасливые" и "cherry pickers" (люди, которые большую часть товаров покупают по акциям, то есть собирают "вишенки на торте").

"Оптимизаторы" признались, что перешли на более дешевые марки продуктов (31%) и отказались от дорогих товаров (21%).

"Рационалисты" перед походом в магазин составляют список нужных покупок и неустанно следуют ему (29%). 24% сограждан стараются приобретать только те продукты и в тех количествах, которые смогут употребить.

28% россиян используют стратегию "cherry pickers" - покупают товары чаще всего по акциям и специальным предложениям.

Бездна бедности

Тотальный режим экономии, в который перешли многие соотечественники, связан с падением реальных доходов и непрекращающимся ростом цен. Инфляция в нашей стране оказалась в шесть раз выше, чем в Евросоюзе. По данным Росстата, в первом квартале этого продукты питания в РФ подорожали на 2,3%, в то время как в ЕС - лишь на 0,4%. По данным института РАНХигс за февраль, уровень бедности в России вырос до 13,4%.

По итогам 2016 года число бедных россиян вырастет еще на 1 млн человек, до 20,3 млн человек, не исключает Всемирный банк. Таким образом, доля бедных в РФ составит 14,2% от всего населения.

"Ожидается, что в 2016 году уровень бедности будет расти в рамках трех прогнозных сценариев - даже при быстром восстановлении цен на нефть. Прогнозируемое увеличение может вернуть уровень бедности к показателям 2007 года", - предупреждает ВБ.

В марте реальные располагаемые доходы населения снизились на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, свидетельствуют данные Росстата. В годовом выражении доходы граждан сократились на 3,9%.

Среднемесячная зарплата в марте составила 35,5 тысяч рублей. В номинальном выражении за год она увеличилась на 4,1%, в реальном выражении - уменьшилась на 3%. Министр труда и социальной защиты Максим Топилин ожидает, что к концу года зарплаты россиян возобновят рост.

"Мы рассчитываем, что к концу года прекратится снижение реальных зарплат и даже начнется их умеренный рост", - сообщил он. Экономист Гонтмахер: пенсионный возраст повысят и будут платить копейки

Что касается пенсий, в марте они в номинальном выражении выросли на 2,7%, а вот в реальном снизились на 4,3%. В феврале снижение реальных пенсий составило 4,7%. Недавно Максим Топилин высказал мнение, что "по формальным признакам" в России бедных пенсионеров нет.

"Пенсионеров, как вы знаете, у нас бедных нет, с точки зрения формальных признаков, потому что все пенсионеры получают доплаты до прожиточного минимума, это норма законодательства", - говорил Топилин на заседании Общественной палаты.

Между тем падение доходов населения вызвало обеспокоенность в правительстве. "У нас обозначается очень резкое падение доходов. Резкое - и по реальному уровню заработной платы, и вообще доходов. Это все отражается на снижении покупательской способности населения, и это все отражается на розничном обороте, который сокращается, причем сокращается такими серьезными темпами", - заявила вице-премьер Ольга Голодец.

Елена Трегубова

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования