Закрыть окно

Независимая газета - Поход в магазин за 500 рублей

Пресса о нас

Независимая газета - Поход в магазин за 500 рублей

Опубликовано: 16.05.2016

Жители российских городов стремительно сокращают свои траты в магазинах на товары повседневного спроса. Их расходы находятся сейчас на двухлетнем минимуме, за последний год они сократились на 7%, с учетом инфляции падение было еще больше. Такие данные обнародовал исследовательский холдинг «Ромир». Розничная торговля в кризисе, и представители отрасли уже пятый квартал подряд говорят, что главная причина падения оборотов – низкий платежеспособный спрос населения.

В апреле среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин тратил 493 руб. «Ниже размер среднего чека наблюдался лишь в некоторые месяцы 2012 и 2013 годов. Ноначиная с 2014 года так низко средний чек еще не опускался», – сообщил в конце минувшей недели холдинг «Ромир».

Индекс среднего чека рассчитывается на основе данных скан-панели домохозяйств: исследователи получают в онлайн-режиме информацию о покупках от 10 тыс. покупателей в городах с населением от 100 тыс. человек. Речь идет прежде всего о расходах граждан на товары повседневного спроса.

«Ромир» уточняет: «За год средний чек сократился на 7,3%, что с учетом накопленной инфляции дает падение почти на 15%». В апреле годовая инфляция составила, согласно Росстату, 7,3%. Правда, если строго ориентироваться на аналогичные прошлогодние обзоры холдинга, тогда получается, что сокращение среднего чека было еще более значительным – на 13% в номинальном выражении. Так как в апреле 2015-го среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин тратил, по данным холдинга, 567 руб.

Наиболее резкое годовое падение среднего чека сейчас было зафиксировано в Дальневосточном федеральном округе – в 1,4 раза в апреле 2016-го к апрелю 2015-го. Наименее стремительным сокращение среднего чека было в Уральском федеральном округе – примерно на 8% за указанный период.

Но снижение трат вовсе не значит, что россияне меньше посещают магазины. Как раз наоборот. Как поясняют исследователи, сейчас «россияне ходят чаще и в большее количество торговых точек в поисках привлекательных продуктовых и ценовых предложений», но «в каждом магазине они оставляют на кассе более скромные суммы, чем, например, еще в прошлом году».

Также в конце минувшей недели были опубликованы результаты глобального интернет-опроса, проведенного исследовательской компанией GfK. В ходе опроса у 27 тыс. человек из 22 стран выяснялось, к какой потребительской стратегии они склоняются: тратить сейчас или копить на будущее. Из России в опросе приняли участие около 1500 человек старше 16 лет. Мнение россиян между вариантами «тратить сейчас» и «копить на будущее» разделилось почти поровну.

Каждый третий (35%) опрошенный россиянин склонен экономить. С утверждением «Я хочу жить в свое удовольствие сейчас, а о накоплениях и инвестициях позабочусь потом» абсолютно не согласились 18% опрошенных, частично – 17%. Одновременно с этим согласились с предложенной формулировкой 34% опрошенных: полностью – 13%, частично – 21%. Остальные не определились с ответом.

Опрос GfK проводился летом 2015 года. С учетом тех тенденций, о которых говорят в «Ромире», можно предположить, что сейчас намного больше россиян склонны экономить.

Низкий платежеспособный спрос населения уже пятый квартал подряд становится главным негативным фактором, ограничивающим розничный товарооборот. Это следует из конъюнктурных опросов, которые ежеквартально проводятся Росстатом и анализируются специалистами Высшей школы экономики. В опросах принимают участие руководители 4 тыс. организаций розничной торговли.

В первом квартале 2016-го на низкий платежеспособный спрос жаловались 53% опрошенных руководителей розничных предприятий. Проблема высоких налогов, которая раньше лидировала в списке негативных факторов, сейчас на втором месте – о ней в первом квартале говорили 47% респондентов. На третьем месте – недостаток собственных финансовых ресурсов, на это жалуется 31% розничных предприятий. По данным Росстата, в первом квартале 2016-го оборот розничной торговли сократился на 5,4% по отношению к аналогичному периоду 2015-го.

Анастасия Башкатова

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования