Закрыть окно

Research Rethink React

Исследовательский холдинг Ромир

Эксклюзивный
представитель в России и СНГ


Финансовая газета - Мы на дне не одни

Пресса о нас

Финансовая газета - Мы на дне не одни

Опубликовано: 16.06.2016

Большинство населения планеты считают, что экономика их страны находится в кризисе

За последние годы россияне привыкли ощущать в себя в кризисе. Это вполне естественно – после долгих тучных лет реальные доходы населения продолжают снижаться; ВВП страны и объемы промышленного производства во многих отраслях падают. Это и есть кризис, который ощущает на себе каждый. Но, оказывается, с ощущением кризиса живем не только мы, но и большинство населения планеты.

Несмотря на то что уровень потребительского доверия в мире остался стабильным в I квартале 2016 г. (+1 пункт по сравнению с IV кварталом 2015 г.), показатели во многих странах продемонстрировали заметную динамику. Кризисные настроения усиливаются: 60% глобальных потребителей считают, что экономика их страны находится в рецессии – это самый высокий показатель с 2012 г., в конце 2015 г. таковых было 55%. Ощущение кризиса возросло на 40 из 61 рынков: наибольший рост был зафиксирован в Эстонии (+24%), Колумбии (+15%), Гонконге (+12%), Сингапуре (+12%), Норвегии (+10%), Аргентине (+10%) и Саудовской Аравии (+10%). Об этом говорится в исследовании компании Nielsen.

По данным исследователей, в I квартале 2016 г. число потребителей, говорящих о рецессии экономики их страны, выросло на 9 процентных пунктов (п.п.) во Франции (до 81%), в Китае (до 38%) и Нидерландах (до 58%), на 8 п.п. – в Румынии (до 54%), на 7 п.п. – в России (88%), Италии (87%), Японии (82%), Таиланде (82%) и Канаде (72%). Высокие показатели кризисных настроений зафиксированы на таких развивающихся рынках, как Венесуэла (98%), Украина (97%), Республика Беларусь (96%), Бразилия (94%), Южная Корея (92%) и Казахстан (91%).

«Вплоть до конца I квартала 2016 г. экономисты рассеивали опасения о мировом кризисе. Тем не менее потребителей, считающих, что экономика их страны находится в состоянии рецессии, стало больше, чем кварталом ранее, – говорит Луис Кили, старший вице-президент Nielsen и президент Института спроса. – Большой скачок кризисных настроений в отдельных рынках может служить индикатором обеспокоенности потребителей макроэкономической или даже политической ситуацией в конкретных странах, что, однако, может не соответствовать реальному спаду».

Как пишут специалисты компании Nielsen, состояние экономики, сохранность рабочего места и здоровье были главными, но не единственными факторами для беспокойства респондентов в мире. Европейские потребители стали больше волноваться о терроризме, латиноамериканские – об уровне преступности и растущих продовольственных ценах, поиск баланса между работой и личной жизнью беспокоит потребителей Азиатско-Тихоокеанского региона, а благополучие родителей – главная забота на азиатских и ближневосточных рынках.

Социальные настроения в России

Что же касается непосредственно России, то Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, как россияне оценивают ситуацию в стране и личной жизни, чего ждут в будущем.

Оценки ситуации в личной жизни россиян довольно стабильны и традиционно выше, чем оценки ситуации в стране. Индекс социальных настроений третий месяц подряд находится на отметке 71 п. (при диапазоне значений от -100 до 100). Если год-два назад показатель был выше (82 п. и 78 п.), то в более ранние годы – ниже нынешнего. Ответы «хорошо» или «отлично» сегодня дают 28%, «плохо» или «ужасно» – 13%.

Индекс социальных настроений относительно ситуации в стране в мае несколько ослабил позиции (с 51 до 47 п.). За год произошло существенное снижение (в июне 2015 г. индекс составлял 72 п.). Доля положительных оценок в мае составила 71% (оценивающие ситуацию на «отлично»/«хорошо»/«нормально), негативных – 24% (по ответам «все плохо»/«все ужасно»).

С марта текущего года фиксируется положительная динамика индекса социальных ожиданий к маю плюс 12 пунктов. Однако в аналогичные периоды прошлых лет ожидания россиян относительно будущего были более оптимистичны. А в июне 2014 г. – близки к исторически максимальным (индекс -3 п.), при возможном минимуме -100 и максимуме 100 п. Каждый четвертый (23%) опрошенный считает, что самые тяжелые времена мы переживаем сейчас, а каждый второй (48%) – что они еще впереди.

«Негативная тенденция по большинству показателей приостановилась. Можно говорить об определенной стабилизации оценки ситуации. Причин несколько. Прежде всего происходит рутинизация восприятия кризиса. Эмоциональность оценки произошедших негативных социально-экономических изменений ослабевает. Массовые страхи (рост безработицы и т.д.), к счастью, не реализовались, и население в целом адаптировалось к кризисному состоянию экономики. Отсутствие негативной динамики ситуации, адаптация к новым условиям – ключевые факторы стабилизации показателей. Влияние на формирование оценок оказывает и сезонный фактор. Весной социальное самочувствие населения традиционно улучшается», – комментирует данные опроса руководитель проектов Управления мониторинговых и электоральных исследований ВЦИОМ Михаил Мамонов.

Боязнь пенсии

Как оказалось, у россиян есть и специфические страхи. Один из них – это страх выхода на пенсию. Почти половина россиян полагают, что выход на пенсию влечет за собой потерю профессионального и социального статуса. А четверо из десяти опрошенных полагают, что пенсия – это нищета, бессилие и безнадежность. Более того, 77% россиян уверены, что пенсионные выплаты не могут обеспечить достойный материальный доход. Видимо, поэтому почти две трети россиян хотели бы продолжить работать и после достижения пенсионного возраста, хотя в душе мечтают о ранней пенсии. Такие данные содержатся в исследовании, представленном компанией «Ромир». Большинство работающих россиян в данный момент мечтают о достаточно ранней пенсии – в среднем в 56 лет. Согласны на увеличение пенсионного возраста только 10% опрошенных.

В ходе опроса респондентам было предложено выразить свое согласие с различными высказываниями относительно пенсии. В итоге, по данным «Ромир», большинство россиян (69%) согласны с тем, что выход на пенсию – это возможность посвятить время себе, семье, своим хобби и увлечениям. И 67% респондентов воспринимают выход на пенсию как заслуженный отдых, позволяющий вести спокойный и размеренный образ жизни. Соответственно доля нейтральных ответов по этим двум высказываниям не превышает четверти голосов. А отрицательные ответы находятся в пределах 10%.

Другие же определения пенсии в большей степени разделили аудиторию, показав страхи россиян перед выходом на пенсию. Почти половина опрошенных (47%) считают, что выход на пенсию влечет за собой снижение социального положения. А 44% респондентов думают, что пенсия ведет к потере профессионального статуса.

Четверо из десяти опрошенных (40%) опасаются, что выход на пенсию ведет к нищете, безнадежности и бессилию. А результаты по вопросу достаточности пенсионных выплат для нормальной жизни выглядят более чем тревожными. Так, 77% россиян полагают, что пенсия для нормальной жизни не является достаточным обеспечением. И только 6% респондентов надеются достойно прожить на пенсионные выплаты.

Александр Старцев

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования