Закрыть окно

Российская газета - Аппетит уходит - не время еды

Пресса о нас

Российская газета - Аппетит уходит - не время еды

Опубликовано: 24.06.2016

Экономический кризис заставил граждан умерить аппетит: они стали экономнее питаться. По данным российского Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), россияне переходят на более дешевую еду, не обращая внимания на ее качество. В рационе питания среднего потребителя теперь доминируют хлеб, картофель и молочные товары, вытеснив овощи, рыбу, морепродукты и качественный алкоголь.

Эксперты прогнозируют дальнейший сдвиг потребительских предпочтений в сторону круп, муки, масла, сезонных овощей и сахара. То же касается непродовольственных товаров и вообще бытового комфорта: потребление снижается, дорогое вытесняется дешевым. Так, физическое потребление непродовольственных товаров упало на 20 процентов, продовольственных на 4,2.

За тем, как под влиянием кризиса меняется потребительское поведение россиян, наблюдают и социологи. По данным ВЦИОМ, в 2015 году экономить на еде и повседневных расходах стали 58 процентов граждан - на 21 процент больше, чем в 2014-м. Но вызванный кризисом потребительский ажиотаж прекратился. Если в январе 2015 года продукты впрок закупали 39 процентов населения, то в декабре - 32. Рубли переводили в валюту в январе 13 процентов граждан, в декабре - 9. Продавали ценное имущество или личные вещи в январе 15 процентов опрошенных, в декабре - 11. При этом около трети россиян теперь покупают менее дорогие продукты или совсем отказываются от отдельных товаров и услуг.

Активней всех сокращают расходы пожилые люди (44 процента) и граждане с низкими доходами (42). Реже совершают покупки или совсем отказываются от приобретения тех или иных вещей и развлечений 35 процентов населения. Треть населения (33 процента) уже начала или собирается выращивать больше овощей и фруктов на своем приусадебном участке.

Столько же подыскивают более высокооплачиваемую работу или дополнительный источник дохода. Четверть опрошенных периодически берут в долг у знакомых, 20 процентов принимают безвозмездную помощь от близких, столько же берут кредит в банке. Самые непопулярные меры борьбы с кризисом - валютные накопления (9 процентов) и продажа ценного имущества (5).

При том что общее тревожное настроение не улетучилось, граждане уже не стремятся побыстрее избавиться от рублевой наличности. В апреле 2016 года, сообщает Росстат, на потребление товаров и услуг было потрачено 66,8 процента доходов (64,7 в апреле 2015-го), а на сбережения - 15,3 процента (19,4 в апреле 2015-го), и на руках у населения осталось 140 миллиардов рублей.

Что говорит об уменьшении инфляционных и девальвационных ожиданий. При этом уровень реальной зарплаты в апреле 2016 года все еще оставался более чем на 10 процентов ниже, чем в 2013 году. В январе - апреле 2016 года в сравнении с тем же периодом 2015-го продолжала снижаться и покупательная способность среднедушевых доходов.

По официальной статистике, 13,1 процента российского населения живет сегодня за порогом бедности (т.е. с доходами ниже прожиточного минимума). Минимальная зарплата у трети работников менее 1,5 прожиточного минимума, а у каждого пятого ниже прожиточного минимума. Почти 40 процентов россиян называют себя бедными людьми. Дело усугубляется тем, что воспроизводство бедных сопровождается формированием у них особой субкультуры бедности. То есть растет число трудоспособных людей, не желающих работать. Они стремятся стать получателями социальной помощи, уповают на государство, полагаются только на власть. Что ж, самый нетрудоемкий способ увеличить число людей, живущих выше черты бедности, опустить эту самую черту. Официальная статистика явно занижает количество граждан с доходом ниже прожиточного минимума.

Поскольку занижается и сам прожиточный минимум. А пятнадцатикратная разница в обеспеченности между самыми богатыми и самыми бедными не учитывает скрытых доходов. Цифры, которыми мы оперируем, рассуждая об уровне бедности и об уровне социального расслоения, вообще достаточно условны. Мы в точности не знаем, сколько в России бедных. Ведь даже по официальным оценкам Росстата, примерно 25 процентов ВВП производится теневой экономикой. Это касается и доходов населения. Значительная часть зарплаты находится в тени и, кроме того, сдерживается рост легальной зарплаты.

Но даже сейчас, в период кризиса, более половины россиян, по данным ВЦИОМ, уверены, что переживают не худшие времена. Индекс счастья достиг исторического максимума за последние 25 лет и составляет 78 процентов. Именно столько опрошенных считают себя счастливыми людьми. И почти половина респондентов убеждены, что их окружают в основном счастливые люди.

Чем же счастливы российские граждане? 30 процентов из них гордятся благополучием в семье. 17 процентов находят радость в детях и внуках. 12 процентов счастливы, поскольку в жизни все удалось. 13 процентов видят счастье в интересной работе, 11 процентов - в здоровье своем и своих близких, 4 процента в том, что нет войны.

Материальные же запросы населения по-прежнему скромны. По данным исследования, проведенного недавно холдингом "Ромир", 72 тысяч 700 рублей достаточно российской семье из трех человек для "нормальной жизни".

Вот еще и поэтому наши граждане неизменно счастливы. Им очень немного надо для счастья.

Валерий Выжутович

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования