Закрыть окно

Research Rethink React

Исследовательский холдинг Ромир

Эксклюзивный
представитель в России и СНГ


Независимая газета - Большинство российских потребителей положили зубы на полку

Пресса о нас

Независимая газета - Большинство российских потребителей положили зубы на полку

Опубликовано: 18.01.2017

Средний чек в декабре 2016 года стал минимальным за последние пять лет

Кризис привел к существенным изменениям структуры потребления в стране. Общая тенденция негативная - сокращение оборота розничной торговли и общественного питания. Средний чек россиян в декабре 2016-го стал минимальным за последние пять лет, сообщает "Ромир". Но одновременно с этим в некоторых сегментах происходят локальные всплески спроса - например, на рынке автомобилей премиум-класса.

Даже в преддверии новогодних праздников большинство россиян не вышли из режима экономии. Средний чек во время одного посещения магазина составил в декабре 2016 года 591 руб., сообщил вчера исследовательский холдинг «Ромир».

Это среднее по России значение, в зависимости от региона оно существенно меняется. По сравнению с ноябрем средний чек вырос в стране сразу на 8%. Но по отношению к декабрю 2015-го он сократился чуть более чем на 8%. И в 2016 году декабрьская величина чека была минимальной за последние пять лет «даже без учета инфляции», сообщают исследователи.

Уточним: снижение среднего чека может быть связано и с общим сокращением расходов граждан, и с тем, что россияне дробят свои покупки, посещая больше магазинов в поисках наиболее выгодных предложений.

Информацию о покупках «Ромир» получает в рамках скан-панели домохозяйств, в основе которой данные о потреблении 35 тыс. россиян в 180 городах с населением более 100 тыс. человек. Участники панели сканируют штрих-коды купленных товаров и отправляют данные в онлайн-режиме в специальную базу.

Как сообщил вчера Росстат, индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в четветом квартале 2016-го снова вырос (рост наблюдается третий квартал подряд). Правда, индекс все равно находится в области отрицательных значений (-18%).

Показатель рассчитывается как среднее арифметическое значение частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения и экономической ситуации в стране, благоприятности условий для крупных покупок.

Почти 40% населения РФ сейчас могут быть отнесены к категории бедных, если ориентироваться на их субъективные оценки. Как сообщили ранее специалисты Института социальной политики Высшей школы экономики, в течение 2016 года около 30% граждан говорили о проблемах с покупкой одежды и примерно 10% заявляли, что испытывают затруднения даже с покупкой продуктов питания.

Об экономии большинства россиян говорят и опрошенные эксперты. «За последние два года покупательская способность населения упала во всех категориях товаров. Сейчас она находится на уровне 2008-2009 годов, - отмечает президент компании «Соль Руси» Станислав Черкасов. - Прежде всего люди отказались от вещей не первой необходимости. Более половины всех трат в среднестатистической российской семье сейчас приходится на покупку продуктов питания».

Пока в России не проглядывается признаков потребительского оживления. Более того, экономят и представители обеспеченных слоев населения. Это заметили даже в других странах.

«Знаменитая покупательская лихорадка, идущая с востока, похоже, прекратилась, едва начавшись», - пишет финское издание HBL (перевод ИноСМИ). Несмотря на то, что количество русских шопинг-туристов выросло, бутики и бары на приграничных с РФ территориях закрываются. По данным издания, «Консульство в Санкт-Петербурге выдало 30 тыс. виз в декабре, что на 15-20% больше, чем год назад». «Но цифры все равно скромные», - считают в Финляндии.

«Мы рассчитывали на русских покупателей, когда открывали наш бутик весной 2015-го, - цитирует издание владельца магазина кухонных принадлежностей премиум-класса. - Один-единственный русский покупатель мог накупить стекла на сумму, которая соответствовала моей обычной недельной выручке». Но теперь ситуация изменилась: русские туристы чаще едут в сетевые супермаркеты за финской едой.

Говорят о проблемах и швейцарские производители часов. В условиях санкций и международных скандалов время роскоши в России закончилось, пишет британская Financial Times. Издание сообщает, что «с января по ноябрь 2016 года импорт швейцарских часов в Россию упал на 46% по сравнению с тем же периодом 2014-го», кроме того, «446 иностранных компаний, продававших свою продукцию в России в 2012-2014 годах, в прошлом году ушли с российского рынка».

Опрошенные эксперты подтверждают, что кризис добрался и до обеспеченных граждан. «Они стали более избирательно относиться к ценовой политике производителей, к качеству и количеству приобретаемых товаров и услуг», - говорит аналитик компании IFC Markets Дмитрий Лукашов. «В обеспеченных и очень обеспеченных семьях в кризис растет потребление тех товаров и услуг длительного пользования, которые можно купить дешевле, чем обычно: некоторые марки дорогих автомобилей, объекты недвижимости со скидкой, предметы искусства», - продолжает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов.

«Роскошное потребление россиянам обходится дороже, чем на Западе. Из-за укрепления доллара в рублях продажи в сегменте элитных предметов гардероба немного выросли, в долларах они упали очень значительно, - замечает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Нина Козлова. - Сейчас можно отметить, что даже обеспеченные потребители совершают меньше эмоциональных покупок, стараются совершать разумные инвестиции».

Общие тенденции в сфере услуг негативные. По данным Росстата, оборот розничной торговли сократился в январе-ноябре 2016-го примерно на 5% по отношению к тому же периоду 2015-го, а учреждений общественного питания - на 3,6%. Падал оборот и в Москве: розничной торговли за указанный период - на 9,4%, общепита - на 13%.

Но на фоне общего спада были все же локальные всплески, когда отдельно взятый ресторан в Москве мог похвалиться нескончаемыми очередями, а некоторые розничные компании заявляли о двузначном росте годовой выручки.

Кризис привел к неоднозначным изменениям структуры потребления. Даже в отдельно взятом сегменте премиум-класса оценки ситуации кардинально расходятся. Пока одни поставщики фиксируют сокращение спроса, другие называют Россию своим главным рынком.

Так, по данным агентства «Автостат», по итогам девяти месяцев 2016-го объем рынка новых автомобилей Lamborghini в России вырос на 41% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. По итогам 2016-го российский рынок стал для автокомпании Rolls-Royce крупнейшим в континентальной Европе, сообщает «Автостат».

Евгений Пудовкин

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования