Закрыть окно

Research Rethink React

Исследовательский холдинг Ромир

Эксклюзивный
представитель в России и СНГ


Московский Комсомолец - Россияне до того обеднели, что потратили на продукты рекордный минимум

Пресса о нас

Московский Комсомолец - Россияне до того обеднели, что потратили на продукты рекордный минимум

Опубликовано: 19.01.2017

Средняя сумма магазинного чека оказалась наименьшей за пять лет

Кризис вынудил россиян экономить на еде. Причем даже новогодние праздники не заставили их раскошелиться. Наоборот, вместо того чтобы накрыть богатый стол, граждане еще туже затянули пояса. По данным исследовательского холдинга «Ромир», в декабре 2016 года в среднем каждый наш соотечественник за один поход в магазин оставлял там 591 рубль. Эта сумма предновогоднего чека оказалась наименьшей за последние пять лет. Как поясняют эксперты, виной скромных покупок россиян стало падение доходов, которое продолжается уже более двух лет подряд.

Эксперты утверждают, что потребители, после того как сталкиваются с кризисной ситуацией, в первую очередь сокращают расходы на отдых: планы понежиться у моря откладываются на потом. Сюда же относятся крупные покупки: без очередного нового телевизора или ноутбука можно и обойтись некоторое время. И только в крайних случаях дело доходит до еды. Как отмечает национальный исследовательский центр «Здоровое питание», существенно экономить на продуктах россияне начали лишь в последние полтора-два года. Покупатели стали меньше класть в свою «корзину» твердых сыров, ограничили себя в мясе и заморских фруктах. При этом они начали ориентироваться на товары со скидками.

Однако в преддверии новогодних праздников ритейлеры надеялись, что население не будет себе ни в чем отказывать. Так уж заведено в России — на Новый год стол должен ломиться от яств. Однако на деле все вышло совсем по-другому. Если в декабре 2015 года средний чек составлял 643 рубля, то в последний месяц 2016-го (то есть в годовом исчислении) он уменьшился на 8,1%, до 591 рубля. Таких низких результатов не было зафиксировано за последние пять лет.

Причем негативная тенденция дошла даже до Москвы, где, как считается, доходы в среднем заметно выше, чем в большинстве регионов. По сравнению с ноябрем в декабре траты москвичей выросли всего лишь 4,3%, что оказалось ниже предновогодних показателей предыдущих лет. В среднем по России месяц к месяцу прирост составил 7,8%.

Но и небольшой декабрьский рост не скрасил сложившуюся за год негативную динамику. «Даже предпраздничные покупки не смогли скорректировать картину настолько, чтобы отыграть потери предыдущих месяцев. Восстановление продолжается, но потребует больше времени», — отмечается в отчете «Ромир».

Как поясняют эксперты, причина массовой экономии граждан — «худеющие» день ото дня кошельки. «Реальные доходы населения (то есть доходы после выплат налогов и уменьшенные на процент инфляции) падают более двух лет подряд. По данным Росстата, они снизились за 11 месяцев 2016 года на 5,8% по сравнению с тем же периодом 2015 года», — подчеркивает аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман.

При этом никто не отменяет рост цен на продукты, непродовольственные товары ежедневного пользования, а также на ЖКХ — то есть обязательные и неизбежные расходы. «Кроме того, уменьшение суммы чека идет ведь не только, например, в продуктовых магазинах или магазинах одежды. Статистика говорит и о том, что люди урезают траты на такие важные направления, как оплата лекарств и образование», — говорит член Национальной торговой ассоциации Анна Вовк.

Усугубляется ситуация еще и тем, что растет уровень задолженности в выплатах зарплаты перед сотрудниками. «Предприятия зачастую не платят вовремя заработную плату, так как сами находятся под постоянным давлением: издержки растут, поскольку многие компании завязаны на дорогое импортное оборудование, комплектующие и сырье, растут сборы в пользу государства. Плюс налоги и отсутствие дешевых кредитов и низкий спрос, который продолжает падать все из-за того же сокращения реальных располагаемых доходов», — продолжает эксперт.

Другими словами, получается своеобразный замкнутый круг — производители беднеют оттого, что их продукцию меньше покупают, а покупать люди не могут из-за снижения доходов. Разорвать его может лишь системный подход к восстановлению спроса и доходов. В частности, по словам экспертов, начать следует с создания благоприятной инвестиционной среды и доступа к дешевым кредитам. В противном случае о восстановлении потребительской активности говорить придется не раньше 2018 года.

Ирина Бадмаева

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования