Закрыть окно

РБК - Статистика недооценивает экономику

Пресса о нас

РБК - Статистика недооценивает экономику

Опубликовано: 13.02.2017

ЦБ увидел в методике Росстата причину занижения данных по ВВП

Из-за нюансов методологии Росстат может недооценивать потребительскую активность в стране, считает Центробанк. Это ведет к занижению данных по экономике в целом.

Росстат, возможно, недооценивает потребительскую активность россиян - основной показатель, который дает представление о динамике экономики в целом. Такое мнение высказал в пятницу департамент исследований и прогнозирования Центробанка. Как следствие, ВВП России на самом деле может быть выше, чем оценивается Росстатом сейчас, указал ЦБ в свежем выпуске обзора "О чем говорят тренды".

Причина занижения розничного товарооборота - "методологические особенности", считают аналитики ЦБ. В качестве примера такой проблемы в обзоре приводится ситуация с динамикой потребления во втором полугодии 2016 года. По данным Росстата, продажи продуктов питания в годовом выражении снижались быстрее, чем продажи непродовольственных товаров. Но это нелогично, объясняет ЦБ, ведь при падении доходов и росте неопределенности, которые наблюдаются в российской экономике, граждане в первую очередь ограничивают себя не в товарах первой необходимости, а как раз в непродовольственных товарах.

Потребительская активность в России снижается уже два года - по итогам 2016 года падение составило 5,2%. "Динамика общего объема розничного товарооборота не очень хорошо соотносится с данными по продажам отдельных категорий товаров", - отмечает ЦБ. Регулятор рассчитал собственный индекс для оценки розничных продаж, сравнил его с индексом физического объема оборота розничной торговли Росстата и заметил, что расхождение "особенно велико в 2016 году, что может говорить о переоценке глубины падения общего оборота розничной торговли". Впрочем, отмечает ЦБ, Росстат еще пересмотрит эти данные.

Росстат оценивает динамику общего розничного оборота с помощью дефлятора для корректировки номинального оборота. При этом в качестве дополнительной оценки для некоторых товаров ведомство использует балансовый метод (он учитывает объемы экспорта и импорта, изменение запасов продукции, а также производство и промежуточное потребление). Но если посчитать балансовым методом общую динамику, то получится, что она на 2% выше динамики Росстата, отмечает ЦБ. Причиной занижения данных может быть завышенность дефлятора, считает регулятор.

Дело в том, что Росстат при расчете дефлятора, указывает ЦБ, не учитывает акции, которые длятся меньше недели, в то время как торговые сети зачастую "устанавливают более короткие периоды скидок по промоакциям, к которым относятся, например, акции выходного дня, а также постоянно меняют ассортимент продукции, реализуемой по сниженной цене". Однако, по данным исследовательского холдинга "Ромир" на сентябрь прошлого года, на которые ориентируется ЦБ, 19% покупателей приобретают более половины товаров по акциям, а доля товаров повседневного спроса по акциям в продажах ретейлеров составляет 35%.

Другая проблема в том, что дефлятор не учитывает изменение ассортимента или предпочтений потребителей: список товаров, которые специалисты Росстата отбирают для мониторинга, в течение года не меняется, хотя граждане могут переключиться на более дешевые бренды. В таком случае расчеты через дефлятор могут показать более скромную динамику.

Потребительская активность внесла "наибольший негативный вклад" в динамику экономики, отмечает ЦБ. Таким образом, недооценка розничных продаж может приводить и к недооценке всего ВВП. При этом Росстат уже оценил динамику экономики в 2016 году лучше прогнозов: Минэкономразвития ожидало падение на 0,6%, но Росстат дал оценку в 0,2% (это, указывает ЦБ, во многом произошло за счет улучшения данных по валовому накоплению основного капитала). Регулятор также улучшил свой прогноз по экономике. Eсли раньше он ждал в первом квартале текущего года рост ВВП на 0,2-0,3% к предыдущему кварталу и на 0,5% во втором квартале, то теперь улучшил оценку до 0,4 и 0,5-0,6% соответственно.

Антон Фейнберг

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования