Закрыть окно

Эксперт - Россияне решили не мелочиться

Пресса о нас

Эксперт - Россияне решили не мелочиться

Опубликовано: 08.06.2017

Согласно опросу холдинга «Ромир», в апреле текущего года 21% опрошенных россиян заявили, что за последние полгода приобретали бытовую технику и электронику, 11% - смартфоны и планшеты, еще 7% сообщили о покупке автомобилей. Годом ранее о приобретении данных групп товаров сказали 13%, 8% и 4% опрошенных россиян соответственно. Таким образом наблюдается заметный рост спроса на крупные и дорогостоящие товары.

Кроме того, в этом году 4% жителей страны сообщили о покупке за последние полгода квартир. В прошлом году такие траты позволило себе вдвое меньше людей - лишь 2% опрошенных.

Только в двух товарных категориях - одежде и обуви - по сравнению с исследованием в 2016 г. россияне значительно сократили число покупок: с 38% до 27%. В то же время на 1% за год снизился процент жителей РФ, серьезно потратившихся на развлечения (6%) и на отдых (10%).

Как сичтают в «Ромир», стремление экономить в 2017 году уступило реальным расходам. И если в начале кризиса "россияне делали громкие заявления о намерениях по тотальной экономии", то в прошлом году снизилась лишь доля купивших квартиры, автомобили и ювелирные изделия. Однако по всем остальным статьям расходов наблюдался рост.

«Говорить о том, что россияне стали активнее совершать дорогостоящие покупки в связи с ростом благосостояния я бы, конечно, не стал», – комментирует происходящее генеральный директор ИК Форум Роман Паршин. Реальные располагаемые доходы населения, констатирует он, продолжают стремительно падать: в январе - на 8%, в феврале - на 4,1%, в марте - на 2,5, в апреле - на 7,6%, май и вовсе принес новый антирекорд - минус 10,7%.

То есть население в целом продолжает стремительно беднеть, даже несмотря на рекордно низкие официальные темпы инфляции. Отсюда возникает вопрос относительно того, откуда в таком случае у россиян стремление совершать больше дорогостоящих покупок? Да, в общем, ниоткуда, считает эксперт. Данные Ромира свидетельствуют по большому счету о росте совершения покупок в лишь в нескольких сегментах, а именно приобретения нового жилья и автомобилей, тогда как число россиян, заявивших о приобретении бытовой техники (21%), гаджетов (11%) демонстрирует рост только по отношению к 1 полугодию 2016 года, когда экономика переживала глубочайший спад, тогда как в сравнении с докризисными годами данные показатели находились на критически низких уровнях.

По большому счету заявлять о том, что россияне привыкли жить в условиях кризиса и решили гулять на последние, не стоит, считает Роман Паршин: по сути мы видим лишь небольшую положительную коррекцию, связанную с реализацией ранее отложенных покупок и простимулированных относительной стабилизацией курса рубля, что позволило в течение I квартала ритейлерам скорректировать цены на потребительскую и бытовую технику вниз. Небольшая передышка позволила относительно небольшой прослойке населения совершить дорогостоящие покупки, потратив ранее сформированные сбережения, но этот процесс не будет носить долгосрочного характера, так как продолжающееся снижение реальных располагаемых доходов просто не даст возможности сформировать новые сбережения. Еще один немаловажный фактор, слегка подстегнувший потребление - это рост активности банков в сфере потребительского кредитования. Так только за 1 квартал банки выдали на 27,4% больше потребительских кредитов, чем за аналогичный отрезок 2016 года. Кстати, именно те покупки, которые совершаются чаще с использованием заемных средств (цифровая и бытовая техника), ритейлеры продавали чаще, тогда как покупки предметов одежды и обуви практически не изменились.

Опять же именно банки способствуют росту числа покупок нового жилья и автомобилей населением, добавляет Роман Паршин. Несмотря на сворачивание программы государственной поддержки ипотечного кредитования, на сегодняшний день уровень ставок по жилищным займам находится на исторически низких уровнях и получить заем на покупку квартиры можно под 10,5-11,5%. При условии сохраняющегося высокого уровня предложения, по всей стране цены на жилье при этом остаются низкими, что позволяет населению совершать покупки жилья. Автокредитование также переживает подъем в связи продолжением реализации программы господдержки, по которой в этом году были проиндексированы лимиты стоимости нового автомобиля (до 1,4 млн рублей).

Но вообще, указывает аналитик Алор Брокер Кирилл Яковенко, когда проводятся такие опросы, самым главным фактором, формирующим итоговую статистику, является методика опроса, тон, время, место и обстоятельства вопросов, которые задаются респондентам. Задав вопрос так, или иначе, можно получить противоположные ответы и статистику — это знают все организаторы опросов.

Но предположим, говорит аналитик, что респонденты говорят правду, не приукрашивают свое финансовое положение, не пытаются казаться лучше перед интервьюером. Бытовая техника и электроника, а особенно — смартфоны стали с ростом курса рубля действительно гораздо доступнее. Небезызвестная «яблочная» марка смартфонов сейчас в российских магазинах продается даже дешевле, чем в Европе и дешевле, чем в США, на родине бренда. С начала 2017 года рубль укрепился к доллару с 61 до 56 рублей, на 8%, а если сравнивать с июнем 2016 — то на целых 16%.

Еще один фактор: банки ловят малейшее оживление потребительского спроса, и предлагают кредиты: некоторые выдают ипотечные займы без первоначального взноса, некоторые — готовы давать кредитные карты молодежи моложе 25 лет. Думаю, что в целом это оживление спроса происходит в кредит, причем уровень просрочки по сравнению с 2016 годом, как это ни удивительно, снижается. По данным НБКИ, он по итогам января-февраля 2017 по сравнению с IV кварталом 2016 по кредитным картам — упал с 18,9% до 17,8%, а по кредитам на покупку потребительских товаров — с 21,7% до 21,3%. То есть платежеспособность населения восстанавливается, а вместе с ней и старая привычка — покупать предметы быта в кредит.

На фоне падения реальных заработных плат на 5-6% в годовом исчислении, другое объяснение увеличению числа крупных покупок назвать сложно. Еще можно предположить, что небольшая часть населения сумела угадать колебания курса доллара и заработать на нем в 2014 - 2015 гг, и сейчас тратит прибыль, и именно они попали в выборку Ромир — но это было бы слишком фантастической гипотезой. Скорее, полагает Кирилл Яковенко, слишком многие оказались в ситуации, когда доходы падают, и нужно срочно продавать что-то из имущества, например, автомобиль, а срочность дает возможность для покупателя торговаться, требовать скидок — в итоге просто происходит перераспределение собственности и усиление расслоения общества по доходам.

Анна Королева

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования