Закрыть окно

Интерфакс. Конец мобильного рабства

Пресса о нас

Интерфакс. Конец мобильного рабства

Опубликовано: 13.04.2012


Борьба с "мобильным рабством", предложенная президентом РФ, может привести к повышению тарифов на связь. Однако эксперты не уверены, что абонентам нужна такая свобода.

На очередном заседании "Открытого правительства" президент РФ Дмитрий Медведев поручил Минкомсвязи избавить страну от "мобильного рабства" и проработать решение, позволяющее внедрить в России принцип переносимости номера. И если ведомству удастся претворить идею в жизнь, абонент, меняя оператора, сможет оставить себе прежний номер телефона.

По мнению главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, реализация президентской инициативы потребует от операторов минимальных затрат, а абоненты смогут свободно переходить на понравившийся тариф, вне зависимости от оператора, который его предоставляет. Сами операторы придерживаются иного мнения, напоминая, что по самым скромным подсчетам за свободу от "мобильного рабства" придется заплатить около $400 млн.

О возможности сохранения номера за абонентом заговорили еще в 2005 году – тогда с инициативой выступило министерство информационных технологий и связи РФ (Минсвязи). Вскоре при министерстве была создана инициативная группа, которая занялась подготовкой изменений в закон "О связи". Разработчики поправок предлагали упростить передачу номеров между операторами или законодательно разрешить им пользоваться номерами другой компании при оказании услуг абонентам с перенесенными номерами.

По мнению экспертов, инициатива способствовала бы развитию конкуренции, поскольку абоненты могли "голосовать" за понравившегося оператора рублем. Но год спустя тот же Минкомсвязи констатировал, что Россия еще не готова к предложенным переменам, и причины не только в "цене свободы".

Основным препятствием тогда стало аналоговое оборудование на АТС. По данным на 2006 год, оно оставалось на 40% станций по всей России и было помехой для введения переноса номеров на фиксированных сетях. Между тем, завершить переход на "цифру" планировали не раньше 2012 года.

"Это зависит не только от воли регулятора, но еще и от технической готовности сетей, инфраструктуры связи в целом. По итогам готовности операторов и сетей будет принято решение о том, в какие сроки будет введена эта услуга", – заявил глава Минкомсвязи Игорь Щеголев.

Для перехода на новое оборудование Минкомсвязи разработало проект по цифровизации российских сетей, позволявший с помощью коммутаторов softswitch перевести аналоговые АТС на цифровые, не заменяя при этом оборудование. Переход шел медленно. Например, по расчетам ОАО "Московской городской телефонной сети" (МГТС), замена оборудования займет около трех лет (до 2013 года) и обойдется компании в 13 млрд рублей.

"К концу 2011 года порядка 50% москвичей, пользующихся услугами МГТС, будут иметь возможность переноса номера. В дальнейшем, по мере того, как мы будем переходить на новые технологии, 100% москвичей получат такую возможность. Если абонент переезжает из одной квартиры в другую, то он может переезжать вместе с номером МГТС", – пояснил гендиректор компании Сергей Иванов.

По данным экспертов, Россия оставалась чуть ли не единственной страной в Европе, где номер телефона все еще не сохраняется за абонентом. Между тем, в России только Татарстан был полностью обеспечен цифровой связью, а остальные регионы еще использовали аналоговое оборудование.

Впрочем, нерешенным оставался главный вопрос – нужна ли вообще российским абонентам услуга сохранения номера? Например, в Гонконге подобной возможностью воспользовались около 95% всех абонентов, в Финляндии не более 10%. А по подсчетам исследовательской компании РОМИР, в России лишь 2% абонентов заинтересованы в этой услуге.

Между тем, участники рынка уверены, что сохранение номера может привести к "активизации перетока абонентов", который больше всего отразится на операторах с большим количеством корпоративных клиентов (самая большая доля корпоративных клиентов у МТС). Для них невозможность сохранения номера при переходе к другому оператору является сдерживающим фактором – а это выгодно операторам.

Кроме того, по данным "большой тройки", для игры по новым правилам им придется потратить около $400 млн, поэтому президентскую инициативу они восприняли прохладно. "Учитывая невысокую востребованность услуги более целесообразно направить эти средства на развитие мобильной связи и интернета в удаленных регионах России", – сообщили в пресс-службе МТС.

На необходимость существенных инвестиций указал и представитель ОАО "Вымпелком" (Билайн). "Переносимость номера требует детальной проработки и больших инвестиций. Потребуется решить ряд достаточно непростых технологических вопросов, связанных с заменой ИТ-платформ", – пояснили в пресс-службе оператора. В то же время, в компании отметили, что их абоненты уже могут воспользоваться услугой, облегчающей переход в другую сеть – например, можно узнать новый телефон абонента, позвонив на его прежний номер.

В "Мегафоне" идею сохранения номера назвали "позитивной инициативой", отметив при этом, что перед ее внедрением нужно детально продумать финансовую составляющую. "Конкуренция на рынке и так достаточно высока, по подключениям новых абонентов мы все еще работаем на растущем рынке, несмотря на высокий уровень проникновения сотовой связи. В этой ситуации внедрение MNP (переносимость номера в мобильных сетях - ИФ) сейчас может не дать компаниям реальных конкурентных преимуществ", – пояснил представитель "Мегафона", отметив, что новая опция не приведет к существенному оттоку их абонентов. "Сотовые сети уже перешли на цифровые АТС, но переносимость номера подразумевает возможность абонента сохранять свой номер, пользуясь и мобильной, и фиксированной связью. Как только сети фиксированных операторов будут готовы, мы сможем вернуться к обсуждению этого вопроса в рамках рабочей группы", – считают в "Мегафоне".

Кстати, единственной компанией, поддержавшей принцип переносимости номеров, стало государственное ОАО "Ростелеком".

Введению принципа сохранения номера за абонентом мешал и нерешенный вопрос: "Как это сделать?" Некоторые компании предлагали автоматически переадресовывать звонки. Другие рассчитывали заработать на избавлении от "мобильного рабства", став посредником между абонентом и звонящим ему человеком. "Мы можем взять на себя эти функции (стать маршрутным оператором - ИФ), и мы даже сможем что-то заработать. Но в принципе оператором, который будет осуществлять переносимость, может стать любой (оператор связи - ИФ)", – сообщил заместитель гендиректора ОАО "Межрегиональный ТрензитТелеком" (МТТ) по развитию и эксплуатации Дмитрий Гуркин.

По расчетам компании, перенос одного номера мог занять около 20 дней и стоил бы около $20. "Самая затратная часть (более 50%) в приведенной МТС сумме инвестиций – это установка NP-серверов и внутренние интеллектуальные платформы. В том решении, которое предлагаем мы, этих статей затрат не будет. Если бы мы были оператором сотовой связи и развивали это в короткие сроки, то, с учетом биллинга, наши затраты были бы порядка $10 млн", – заявил заместитель гендиректора МТТ.

По данным Стэндфордского института экономических исследований (США), после внедрения принципа переноса номеров за океаном тарифы на услуги связи упали в среднем на 4-4,5%, в ЕС затраты на мобильную связь в среднем снизились на 4% (на фиксированную – до 11%).

Впрочем, глава Минкомсвязи Игорь Щеголев убежден, что идея переносимости номера экономически не выгодна для России. "Пока по тем расчетам, которые мы вместе с операторами получаем, если строить такую систему в масштабах страны, им нужно будет столько денег вбухать в развитие сети, что это точно отразится на тарифах", – констатировал министр.

В обратном убежден директор Ассоциации операторов телефонной связи (АОТС) Сергей Шваля, отметив, что при определенных условиях тарифы останутся прежними. "Инициатива очень полезная. Она развивает конкурентную среду, а это отражается на качестве и объеме услуг. Ассоциация операторов телефонной связи считает, что внедрение переносимости номера в условиях фактической олигополии (доминирование на рынке небольшого количества фирм – ИФ) является одним из способов повышения качества услуг для абонентов и способствует развитию более гибких, независимых операторов. Чтобы сдержать рост цен на услуги, законодатель должен создать на рынке такие условия, которые смогут запустить нормальные рыночные принципы регулирования тарифов", – пояснил Interfax-Russia.ru Сергей Шваля.

В свою очередь президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский назвал введение переносимости номеров давно назревшей мерой. "Даже, если этой услугой воспользуются всего 1-2% абонентов, как произошло, например, в странах Балтии, роль переносимости будет очень заметна. Она повысит конкуренцию на рынке, заставит операторов всеми силами удерживать и поддерживать своих абонентов. Будут введены программы лояльности, объемные скидки, и главное, операторы будут улучшать качество связи, чтоб раздосадованный абонент не ушел со своим номером к конкуренту", – рассказал Interfax-Russia.ru Юрий Домбровский, отметив, что главным недостатком предложения остается его дороговизна. "Конечно, введение переносимости потребует от сотовых компаний заметных затрат. Это будут и разовые затраты на новое оборудование, софт, каналы связи, и постоянные затраты по переадресации, передаче трафика. Предполагаю, что новая услуга будет платной. Очень важно, чтоб за нее платили именно те, кто ей воспользуется, чтоб затраты не перекладывались на всех абонентов компании в виде прямого или скрытого повышения цен", – пояснил Interfax-Russia.ru глава АРОС.

Несмотря на прогнозы экспертов, глава государства поручил подготовить необходимые документы для реализации принципа переносимости номеров. Это значит, что вскоре Россия войдет в число стран, где владельцами телефонных номеров, фактически, являются сами абоненты. Не ясно только, оценят ли они принятые для их же удобства меры.

http://www.interfax-russia.ru/view.asp?id=307396



Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования