Закрыть окно

Независимая газета - Население спасается в кино от кризиса

Пресса о нас

Независимая газета - Население спасается в кино от кризиса

Опубликовано: 26.09.2017

Синематограф становится востребованным развлечением

На фоне экономических неурядиц россияне все чаще ходят в кино, следует из результатов соцопросов. Посещаемость кинозалов увеличивается. Растут и кассовые сборы. Такая благоприятная ситуация сохранится и на ближайшие годы. Ежегодный прирост выручки кинопроката составит 5–6% в год, прогнозируют в Центре развития Высшей школы экономики (ВШЭ). А в 2020 году граждане отнесут прокатчикам почти 60 млрд руб. Однако на мировой кинокарте Россия так и останется «букашкой»: на ее долю будет приходиться лишь 1,5% мировой индустрии киноразвлечений. Для сравнения: Китай вот-вот захватит треть мирового кинорынка.

На фоне снижения реальных доходов населения и неуверенности в завтрашнем дне все больше граждан РФ предпочитает забыть о невзгодах в уютном кресле кинотеатра.

Только по итогам первого полугодия посещаемость кинотеатров России и СНГ выросла на 13,7%. Такие данные приводит компания «Кинобизнес сегодня». По итогам года объем кассовых сборов окажется выше показателей прошлых лет. Только в первой половине 2017 года кинотеатры собрали 31,7 млрд руб., тогда как за весь прошлый год объем российского кинопроката достиг 48,3 млрд руб. Для сравнения: мировой объем кассовых сборов в 2016-м составил 38 млрд долл.

Совокупная посещаемость российских кинотеатров за прошлый год выросла и достигла 192 млн зрителей. Даже в условиях экономического кризиса кино осталось доступным видом досуга для населения. При этом средняя цена билета осталась на уровне 2015 года и составила примерно 250 руб.

Увеличивающийся интерес россиян к кино подтверждают и данные социологических опросов. К примеру, августовский опрос исследовательского холдинга «Ромир» сообщает, что за последние полгода 24% россиян посещали кинотеатры. В 2014 году таких было меньше – 22%. Правда, добавляют в «Ромире», плановые траты россиян на досуг за тот же период серьезно сократились. Если сегодня граждане готовы тратить около 365 руб. на свой поход в кинотеатр, то три года назад планируемые расходы были в два раза выше.

Схожую тенденцию демонстрирует и июньский опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Согласно их выводам, каждый восьмой россиянин посещает кинозалы чаще одного раза в месяц. Четверть опрошенных ходит в кинотеатры как минимум несколько раз в год. Для сравнения, в 2011 году лишь 6% россиян отправлялись в кинотеатры несколько раз в месяц, а каждый пятый смотрел киноленты раз в месяц.

Кинопрокат составляет основу доходов отечественной киноиндустрии, сообщают эксперты Центра развития в своем обзоре по кинопрому. На этот источник приходится до 70–80% всех доходов киноиндустрии. Остальные 20–30% прибыли приносят демонстрация фильмов на ТВ, международные продажи кинопродукции, а также реализация интернет-прав на видеоконтент, рассказывает автор исследования, ведущий аналитик Центра развития ВШЭ Инна Седых. Удивительно, но наиболее привлекательными отечественные киноленты оказались для китайского зрителя. Так, если в целом за 2016 год сборы отечественных фильмов в международном прокате составили 35 млн долл., то 24 млн долл. пришлось на кассовые сборы в Китае.

Среди российского зрителя популярность отечественных лент ниже. Они занимают скромные 18% совокупных кассовых сборов – 8,6 млрд руб. Посещаемость российских лент также ниже – 35 млн человек в 2016 году.

Несмотря на низкую заинтересованность российского зрителя отечественными лентами, объемы кинопроизводства в РФ в течение последних лет существенно выросли. «Так, в 2014 году в прокат вышли 82 ленты, а в 2016-м их количество увеличилось почти в два раза», – рассказывают в ВШЭ.

Увеличение числа выпущенных фильмов экономисты связывают с масштабной государственной поддержкой отечественного кинематографа. «На данный момент система субсидий остается самым мощным инструментом финансирования российского кино. Это составляет примерно 50% всех выделяемых средств в стране на поддержку российского кинематографа», – рассказывают эксперты. К примеру, в 2016 году, согласно данным Минкультуры, совокупный объем средств, выделенных на поддержку российской кинематографической отрасли, составил 7,2 млрд руб. «В том числе 4,3 млрд руб. было перечислено Фонду кино, почти 2 млрд руб. направлено на кинопроизводство и около 1 млрд руб. выделено на прокат и продвижение российского кино в РФ и за границей. А всего в 2016 году при общей поддержке Минкультуры и Фонда кино было завершено производство 95 игровых фильмов, 205 неигровых фильмов и 170 анимационных фильмов», – уточняют в ВШЭ.

И благодаря господдержке российская киноотрасль в ближайшей перспективе продолжит демонстрировать позитивную динамику, полагают в Центре развития. Согласно их прогнозу, ежегодный прирост кассовых сборов составит 5–6% в год в период до 2020 года. В итоге их объем к этому времени достигнет 58 млрд руб.

А выделяемые государством средства, по крайней мере в течение ближайших лет, будут составлять около 50% от суммарных производственных бюджетов всех отечественных фильмов, полагают эксперты ВШЭ. «Такое финансовое стимулирование позволит кинокомпаниям снимать высокобюджетные коммерческие фильмы, что будет способствовать увеличению доли отечественного кино в российском прокате. В противном случае большинство кинопродюсеров перестанет снимать кинокартины и перейдет в сегмент ТВ, а фильмы с бюджетом свыше 100 млн руб. станут нерентабельными», – считают в ВШЭ.

Мировой рынок кинопроката за этот период также вырастет. По оценкам аналитиков PricewaterhouseCoopers, к 2020 году его объем увеличится до 52 млрд долл. при среднегодовом темпе роста в 7–9%, сообщают в Центре развития. «Основными странами-кинопроизводителями, как и прежде, останутся США, Китай, Индия и Япония», – полагают в ВШЭ. Драйвером мирового роста станет Китай. «Бурная динамика азиатского кинопрома прежде всего будет обусловлена демографическим фактором (население Китая в 2016 году составило 1,4 млрд человек, по данным Всемирного банка) и активным развитием национальной киносети», – сообщает Седых, подчеркивая, что доминировать на мировом рынке будет голливудский контент.

В целом выводы экономистов ВШЭ о перспективах кинопрома выглядят несколько противоречиво, считают эксперты «НГ». «Рынок онлайн-видеосервисов растет и будет расти как минимум на 16%, учитывая развитие высокоскоростного интернета, и в первую очередь мобильного. При этом кинотеатры в большинстве своем развиваются как формат исключительно инерционно: в крупных городах они чаще всего располагаются в торговых центрах, в регионах их поддерживают за счет дотаций из муниципальных бюджетов. И предполагать, что широкий экран по мановению волшебной палочки шагнет за пределы федеральных центров в села в отсутствие спроса и при наличии возможности онлайн-просмотра с использованием легальных и нелегальных видеосервисов просто наивно», – полагает аналитик компании «Алор» Сергей Королев.

Действительно, соглашается президент сети кинотеатров «Каро» Ольга Зинякова, открытие кинотеатров в малых городах осложняется отсутствием финансовой модели, которая позволила бы окупить там бизнес в течение 5 лет.

«А тот факт, что за последние 2 года средняя стоимость посещения кинотеатра остается на уровне 250 рублей при условии, что растет стоимость проката фильмов, права на которые приобретаются прокатчиками за валюту, а так же стоимость аренды помещений, ЖКУ, расходы на рекламу и продвижение, говорит как раз о снижении, а не о росте рентабельности бизнеса», – продолжает Королев. По мнению аналитика, если прокатчики в стремлении конкурировать с онлайн-видеосервисами будут поддерживать относительно низкие цены на билеты, то сборы действительно будут расти на искомые 5-6% в год.

Ольга Соловьева

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования