Закрыть окно

Research Rethink React

Исследовательский холдинг Ромир

Эксклюзивный
представитель в России и СНГ


Российская газета - Свободные деньги

Пресса о нас

Российская газета - Свободные деньги

Опубликовано: 11.05.2018

У россиян стало больше свободных денег - в марте их общий объем достиг  20,2 тысячи рублей, увеличившись по сравнению с февралем на 7,4 процента.  Таковы результаты исследования, проведенного холдингом «Ромир».

Свободные деньги домохозяйств - это деньги, которые остаются после  покупки необходимых продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты  жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг. Это именно те средства,  которые можно израсходовать на отдых, развлечения, дополнительное  образование, ремонт или отложить для крупной покупки (квартира, дача,  автомобиль и т. п.). «Кривая индекса продолжает свой рост уже второй месяц  подряд (с первого месяца года), - отмечают в «Ромире». - Аналогичный тренд  фиксировался и в I квартале прошлого года. Таким образом, среднегодовое  значение индекса свободных денег с учетом данных I квартала в текущем году  составляет 19 500 рублей. И это самый высокий показатель за все годы  наблюдений». Вместе с тем социологи обращают внимание на снижение  покупательной способности этих средств: «Несмотря на то что в текущем году  объемы свободных денег в российских семьях находятся на самой высокой  отметке за весь период наблюдений, покупательская способность этих средств,  в частности выраженная в возможности приобрести на все деньги шоколадные  яйца Kinder Surprise, находится далеко не на высоте». Например, на все  свободные деньги в этом году можно приобрести 315 яиц. В прошлом году,  говорят социологи, этот показатель был выше - 346 штук. А самой высокой  покупательной способностью, выраженной в шоколадных яйцах, свободные деньги  россиян обладали в 2012 и 2013 годах - тогда на них можно было покупать по  397 яиц ежемесячно.

Благосостояние среднего класса тоже улучшилось. Он перестал экономить  и начал активно тратить. Об этом свидетельствуют результаты ежеквартального  опроса «Потребительский индекс Иванова», который проводится по заказу  Sberbank CIB. В опросе участвуют 2300 россиян в возрасте 18-65 лет,  проживающих в 164 городах с населением более 100 тысяч человек. Опрос  проводится по методике, соответствующей опросам Росстата и оценкам  потребительской уверенности, применяемым в ЕС, но охватывает более широкий  спектр вопросов о потребительском поведении среднего класса.

Как показал опрос, средний класс стал меньше экономить на продуктах  питания (доля таких людей сократилась по сравнению со вторым кварталом с 71  до 68 процентов) и пользоваться промоакциями. Выросла его готовность  совершать крупные покупки - с минус 29 процентов во втором квартале до  минус 24, что аналитики объясняют ростом реальных доходов на фоне рекордно  низкой инфляции. Доля тех, кто экономит на питании вне дома, развлечениях,  отдыхе и коммунальных услугах, упала до минимума.

Экспертами Sberbank CIB зафиксировано и повышение индекса  национального благосостояния - он вырос на 5 процентов. На 1 процент  сократилась доля россиян, считающих экономику страны нестабильной. Кроме  того, среди участников опроса отмечено снижение уровня безработицы - до  10,9 процента по сравнению с 11,3 во втором квартале 2016 года. Четверть  опрошенных сообщили, что их зарплата с начала года была повышена или  проиндексирована на 6,3 процента. При этом на продукты питания граждане  готовы тратить лишь 19 процентов прибавки, на одежду и товары для дома - 16  процентов, откладывать в сбережения - 12 процентов.

Неизвестно, к какой категории товаров будут отнесены шоколадные яйца,  но увеличить налоговую нагрузку на вредные продукты и на «роскошное  потребление» настойчиво предлагает минфин. «Необходимо, - говорит министр  финансов Антон Силуанов, - снижать нагрузку на труд. Если мы снижаем  нагрузку на труд, то при сохранении общего вида налогообложения, мы  считаем, можно несколько изменить налогообложение косвенное - косвенное  именно на потребление. Здесь возможно «роскошное потребление», которое  осуществляется далеко не всеми гражданами и не всеми потребителями с одной  стороны, и, как предлагали, увеличить нагрузку на потребление вредных  продуктов, которые до сих пор продаются и имеют единый уровень  налогообложения». По словам Силуанова, совокупный уровень налоговой  нагрузки в 32 процента ВВП достаточен для обеспечения сбалансированности  бюджета. Глава минфина считает, что налоговую систему РФ необходимо  «поднастроить» таким образом, чтобы стимулировать выход из тени тех, кто  еще уклоняется от налогов. Также, по словам Силуанова, минфин заинтересован  в снижении налоговой нагрузки на добросовестных налогоплательщиков.

Пока что в России действует своего рода мораторий на повышение  налогов. В этом году должна состояться дис-куссия по налоговой системе,  анонсированная главой государства. А дискуссия о налоге на роскошь идет уже  несколько лет (повысить тариф на элитную недвижимость и дорогие автомобили  предполагалось с первой половины 2013 года). Что следует считать роскошью,  а что - нет? Какой размер налога на роскошь был бы оптимальным, а какой  чрезмерным? По кому ударит этот налог, а кого пощадит? «Налогом на роскошь  будут облагаться дорогие дома и машины, - разъяснял весной 2013 года  министр финансов. - Налог на роскошь с автомобилей мы будем взимать, скорее  всего, через транспортный налог, через повышенное количество лошадиных сил.  Можно сделать повышенный коэффициент с автомобилей, у которых большой объем  двигателя и, соответственно, лошадиных сил». А налог на недвижимость, по  словам министра, будет взиматься исходя из рыночной стоимости жилья, и  малоимущие от этого не пострадают.

Как бы то ни было, у людей появились «излишки». Хотя 315 шоколадных  яиц - пока не та покупательная способность свободных денег, которой могло  бы удовлетвориться российское большинство.

Валерий Выжутович

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования