Закрыть окно

Research Rethink React

Исследовательский холдинг Ромир

Эксклюзивный
представитель в России и СНГ


МТРК Мир - В России «бесплатных» и «коммерческих» больных будут принимать на равных

Пресса о нас

МТРК Мир - В России «бесплатных» и «коммерческих» больных будут принимать на равных

Опубликовано: 11.10.2012


Отныне медучреждения не имеют права оказывать преимущество пациентам, заплатившим за услугу, в ущерб тем, кто хочет воспользоваться медпомощью бесплатно. Москва, 10 октября. Согласно новому постановлению российского правительства «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» отныне медучреждения не имеют права оказывать преимущество пациентам, заплатившим за услугу, в ущерб тем, кто хочет воспользоваться медпомощью бесплатно, передает «Российская газета». 

Авторы проекта уделили особое внимание тому, что порядки и стандарты медпомощи должны быть едиными, независимо от того, оказывается услуга на коммерческой или безвозмездной основе. В документе приведен перечень услуг, которые по желанию потребителя могут быть оказаны ему за деньги сверх программ бесплатной помощи. К таким относятся индивидуальный пост при лечении в стационаре, замена лекарств из перечня жизненно необходимых и важнейших препаратов на другие (за исключением случаев, когда их заменяют из-за непереносимости или по другим медицинским показаниям), при анонимном лечении и т.п. 

Также в постановлении были конкретизированы условия, на которых медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи могут оказывать платные услуги. Полная информация о платных услугах должна быть представлена на специальных стендах или информационных стойках, а также на сайте медучреждения. При этом цены на платные услуги для казенных и бюджетных медицинских организаций назначают учредители, а автономные и коммерческие поликлиники и больницы могут устанавливать их самостоятельно. Описан порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг. Определено, что при заключении договора на платную услугу потребителю обязаны предоставлять полную информацию о возможности получить ту же услугу бесплатно в рамках программы государственных гарантий медпомощи. Тем не менее, представители общественных организаций расходятся в своей оценке нового постановления правительства. «Сам факт упорядочивания такой острой темы, как платные медицинские услуги, можно только приветствовать. 

Другой вопрос - какова будет практика исполнения постановления. Если все больше услуг будет переходить из бесплатных в платные, это безобразие. А если постановление ограничит аппетиты тех, кто хотел бы зарабатывать на пациентах, то это замечательно. Надо, чтобы граждане сами требовали четкого исполнения постановления и обращались за защитой своих интересов не только в официальные инстанции, но и в суд», - заявил председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. В свою очередь, президент Ассоциации частных многопрофильных клиник Александр Грот уверяет, что легализация платных услуг не поможет снизить уровень теневых платежей. Гораздо большей эффективности, по его словам, можно было бы достичь путем ограничения платных услуг в государственных и муниципальных медучреждениях. «В постановлении есть формулировки, которые могут трактоваться не в пользу пациентов. Пока они находятся в унизительной позиции просителя - им часто приходится либо ждать помощи в длинной очереди, либо платить за нее. Многое будет зависеть от позиции контролирующих органов», - отмечает Грот. 

С ним согласен сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулев, который указывает на то, что некоторые из пунктов нового постановления являются недостаточно четкими, что «оставляет лазейки для недобросовестных исполнителей». Кроме того, в документе не учтен контроль за исполнением платных услуг - не секрет, что не всегда клиенты остаются довольны качеством процедуры, за которую они заплатили. В таком случае гражданам надлежит обращаться в Роспотребнадзор, чтобы вернуть деньги, заплаченные за некачественную услугу. «Мы рассчитываем, что новое актуализированное постановление даст и гражданам, и нам серьезные основания для реагирования на нарушения в этой сфере. Мы можем по обращению пациента провести проверку и вынести предписание об устранении недостатков при оказании платных услуг либо наложить штрафы: на юридическое лицо - от 20 до 30 тыс. руб., на частного предпринимателя - от 10 до 20 тыс. руб. За возмещением ущерба или морального вреда гражданин может обращаться лишь в суд. Но он вправе использовать материалы проверок и привлечь Роспотребнадзор для заключения по делу - тут наши возможности практически аналогичны полномочиям прокуратуры», - пояснила заместитель начальника управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Светлана Мухина. 

В последнее время все большее внимание привлекает проблема платных услуг в медицине. За последние годы растет число граждан, готовых воспользоваться помощью медиков за деньги. По данным РОМИР, в 2005 году платными услугами пользовались 62% россиян, а в текущем - 67%. Всего 9% населения признались в том, что они не могут оплатить никакие медуслуги. Эта статистика свидетельствует о неудовлетворенности людей бесплатным здравоохранением, несмотря на то, что все последние годы государство вкладывает в него огромные средства. 

Кроме того, согласно результатам опроса, проведенного в 2011 году фондом «Новая Евразия», 22% пациентов платят врачам «в карман», а «левые» доходы медиков составляют до 37% их легального заработка. Власти надеются, что постановление сможет исправить ситуацию и восстановить доверие к бесплатной медицине.

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования