Закрыть окно

КоммерсантЪ (Санкт-Петербург) - Бизнес как эмиграция

Пресса о нас

КоммерсантЪ (Санкт-Петербург) - Бизнес как эмиграция

Опубликовано: 17.12.2012


Чаще всего российские предприниматели за границей — это владельцы мелкого бизнеса: кафе, продуктовых и сувенирных магазинов 

Все больше россиян готовы покинуть страну и переехать туда, где их навыки будут более востребованы. По данным исследовательского центра "Ромир", за последние семь лет доля активных горожан, которые хотели бы покинуть страну, увеличилась на 12% — до 31%. Многие из них, получившие бизнес-опыт в России, и на новой родине хотят заниматься предпринимательством. Одна из особенностей ведения россиянами бизнеса за рубежом состоит в их нежелании говорить о своих заграничных активах во всеуслышание. 

Отчасти эта ситуация напоминает Россию образца 1990-х годов, когда люди не хотели рассказывать о своих бизнес-проектах, в том числе и в собственной стране. Мотивом этого является страх. Однако если 15 лет назад отечественный предприниматель боялся рэкета, милиции, налоговиков и других "заинтересованных", то сейчас россиянин, владеющий зарубежными активами, опасается, пожалуй, только пристального внимания со стороны госорганов. Причем и российских, и госорганов той страны, на территории которой он ведет бизнес. У первых этот интерес связан с желанием каким-либо способом "урегулировать" отношения государства и гражданина, пожелавшего выйти из-под его всеобъемлющей опеки. У вторых — с необходимостью проверить законность ведения коммерческой деятельности иностранцем на своей территории. 

Кроме того, русские корни бизнесменов во многих странах Западной Европы, даже при условии существования презумпции невиновности, заставляют местные власти более пристально следить за такими инвесторами. Тем более что порой этот интерес не безоснователен. Дело в том, что в большинстве случаев для предпринимателя, решившего вложиться в зарубежные активы, слово "бизнес" стоит рядом со словом "эмиграция". Покупка бизнеса в странах шенгенского договора — это прежде всего возможность получить вид на жительство. 

А в долгосрочной перспективе — способ перебраться в другую страну на постоянное место жительства. Это еще одна причина, по которой хозяева иностранных бизнес-активов не любят о них говорить: у кого-то это может вызвать уважение, а у других, наоборот, отторжение. Предугадать реакцию людей сложно, поэтому подобные инвесторы предпочитают лишний раз не упоминать о своих коммерческих делах в других странах. 

Восточнее Европы Пока одной из стран с самым дешевым порогом вхождения в бизнес, а потому наиболее популярной для россиян, является Чехия. И дело не в том, что открыть коммерческое предприятие там будет стоить дешевле, чем в других странах. Чехия, в отличие, например, от своих новых восточных соседей по Европейскому союзу, более стабильное и предсказуемое государство. Вести бизнес там может любой иностранец, а с местной лицензией дозволено заниматься предпринимательством на всей территории ЕС. 

При этом человек, владеющий активами в Чешской республике, может получить вид на жительство и право вполне свободно передвигаться по Европе. Правила регистрации предприятия в Чехии просты: минимальный уставный фонд — 200 тыс. крон (одна крона равна примерно 1,5 рубля), минимальный вклад одного учредителя — 20 тыс. крон. Учредителей может быть от одного до пятидесяти, оптимальная форма юридического лица — общество с ограниченной ответственностью (ООО). Стоимость регистрации фирмы обойдется еще примерно в пару тысяч евро.

Если все эти манипуляции проделаны не только ради вида на жительство, то дальше среднестатистический российский предприниматель, скорее всего, выберет одно из наиболее популярных направлений бизнеса в Чехии: отели, рестораны или аренда коммерческой недвижимости. Все это дает гарантированный, хоть и небольшой, доход. В последнее время, правда, взоры тех, кто не имеет серьезных сумм для покупки бизнеса или недвижимости в Чехии, обращены в сторону Болгарии. Уже сейчас по общей для европейских стран визе там можно беспрепятственно пребывать в течение трех месяцев. 

А в ближайшее время Болгария может стать полноправным участником шенгенского соглашения. Поэтому наиболее дальновидные россияне стараются зарегистрировать предприятия в Болгарии, пока это не стало мейнстримом. Тем более что даже сейчас болгарский вид на жительство дает возможность почти беспрепятственно получить шенген в Софии. Доходность бизнеса в Болгарии выше, чем в остальной Европе, хотя порой ниже, чем в России. То же самое можно сказать о рисках в этой стране для бизнесменов. Молодой житель Петербурга Сергей, пытающийся зарегистрировать представительство своей фирмы в Болгарии, рассказал BG, что общая стоимость этого проекта в итоге не должна превысить €4000. 

Процесс регистрации в Болгарии начался пару месяцев назад, но уже в январе 2013 года инвестор рассчитывает получить документы об открытии представительства. Сергей, приехавший на берега Невы с Урала, не скрывает, что и Петербург, и Болгария для него всего лишь перевалочные пункты. Изначально он пытался эмигрировать в Германию или Израиль, но возникли сложности, несмотря на наличие у рассказчика еврейских корней. Изучив в интернете все возможные способы переезда в Европу, нынешний петербуржец пришел к выводу, что вариант с получением вида на жительство в Болгарии оптимален. При этом он знает, что для ведения коммерческой деятельности на территории этой страны необходима регистрации ООО, представительство же дает возможность осуществлять лишь рекламно-информационную деятельность. 

Но заниматься бизнесом в Болгарии молодой человек и не планирует. Финляндская губерния Для жителей Петербурга, желающих начать бизнес за границей, главным полюсом притяжения уже давно является бывшая провинция Российской империи, а ныне суверенное государство в составе Евросоюза — Финляндия. Географическое местоположение, понятные правила и разрешение на ведение бизнеса иностранцами делают эту скандинавскую страну весьма привлекательной для отечественных инвесторов. Сам процесс открытия бизнеса в Финляндии несложен, главное требование — внести в уставной капитал €2500. Зарегистрировать фирму на территории этой страны можно по домашнему адресу, а наличие бизнеса там дает право на получение годовой визы с последующим продлением. 

Петербуржец Иван, пытавшийся вести свое дело в Финляндии, рассказал BG, что его в эту скандинавскую страну привело желание "изменить жизнь". Он выбрал для коммерческой деятельности в Финляндии два направления — web-дизайн и фотоуслуги. Первое было больше ориентировано на выходцев из России, второе — и на жителей Финляндии. Но оказалось, что фотоуслуги среди местного населения не очень востребованы, в основном скандинавам нужны фотографии для визы или паспорта — больших денег на этом не заработать. Как и на бизнесе по созданию сайтов, ориентированном на экс-россиян. 

Отдача от этих предприятий была крайне низкая, сам бизнес шел тяжело, и предприниматель пришел к выводу, что его затея в Финляндии никогда не окупится. "Менталитет финнов кардинально отличается от нашего, — рассказывает коммерсант. — Это закрытая страна с практически отсутствующей конкуренцией. Точнее, она есть, но в основном конкурируют между собой предприятия общепита, клининга и парикмахерские — эти услуги всегда востребованы". Хотя даже тут, поясняет он, может проявиться консервативность финнов. 

Иван приводит в пример хозяина парикмахерской, приехавшего из СССР в Финляндию почти четверть века назад. Он работает по шесть дней в неделю, не имея возможности нанять сотрудников. Их зарплата, а также налоги, сделают и без того не самое доходное предприятие убыточным. Для того чтобы отлучиться по делам в рабочий день, приходится закрывать парикмахерскую. А это способно отпугнуть даже постоянных клиентов, которые, обнаружив закрытую дверь, могут не вернуться. "Я точно больше никогда не буду заниматься бизнесом в Европе", — обещает Иван. 

Несколько лет назад он вернулся в Россию, где теперь трудится на работодателя. В невысокой ликвидности едва ли не основная загвоздка финских активов, утверждают специалисты. На давно сформировавшемся рынке ожидать сверхприбылей не стоит. И если вы хотите получать стабильно большой доход, то и инвестировать придется соответственно. В Сети можно найти немало историй о том, как, купив в Финляндии ресторан или гостиницу, люди становились, по сути, их заложниками. Управлять небольшими проектами из России практически нереально, а нанимать управляющего — нерентабельно. 

Доход подобные коммерческие объекты генерируют небольшой (специалисты говорят о годовой доходности в 5% при вложениях в €300-400 тыс.) и требуют постоянного присутствия владельца на месте. Это не столько приобретение бизнеса, сколько покупка рабочего места за рубежом. Совсем не то, что ожидают российские инвесторы, желающие просто "спрятать" от отечественных невзгод излишек средств. 

Тем, кого все же интересует прибыль проекта, стоит учесть, что при всех рисках суммы, которые будут затрачены на приобретение ресторана или гостиницы в Финляндии, в России способны принести куда больший доход. К тому же, из-за разности в культуре ведения дел убытки может принести и готовый бизнес, купленный россиянами. Если гостиница или ресторан были доходны под финским управлением, это не значит, что петербуржец, пусть даже и имевший опыт подобной деятельности в России, справится с этой задачей в Финляндии. Как ни странно, но периодически успеха добиваются российские предприниматели, купившие в Финляндии производственные площади. Особенно те, что ориентированы на европейские рынки. 

Хотя на улицах Лаппенранты, Турку или Хельсинки можно случайно набрести на магазинчик или кафе с русскими хозяевами. Чем теплее, тем лучше Разница в занятии бизнесом в России и в Европе очевидна — спокойствие и стабильность, убеждена 30-летняя бывшая жительница Кольского полуострова Марина, несколько лет назад переехавшая в Италию.

"Это вполне спокойная страна — никто за ларьком нож не приставит. Соблюдай закон, плати налоги, будь пунктуален, и никто тебя не обидит", — поясняет экс-россиянка. Она сменила место жительства в связи с замужеством, но в новой стране сразу же пришлось погрузиться в итальянские бизнес-процессы — супруг, бывший карабинер, вышедший в отставку и получающий приличную пенсию, имеет небольшой магазин. В семейном бизнесе Марина взяла на себя бухгалтерию. 

Она рассказывает, что в случае нехватки знаний всегда можно обратиться за консультацией в центр по поддержке малого бизнеса. Еще одна особенность местного предпринимательства, поражающая воображение бывшей россиянки, — возможность взять кредит в €100 тыс. на реализацию своей коммерческой идеи. А также отсутствие необходимости давать взятки. Эти причины гонят из страны многих представителей экономически активных слоев населения. 

По данным исследовательского холдинга "Ромир", проведенного в сентябре 2012 года, порядка трети городских жителей России хотели бы эмигрировать из страны. Основные регионы, привлекающие россиян, — Европа, Северная Америка, Австралия и Новая Зеландия. При этом "спрос" на Европу значительно упал и вырос интерес к Австралии. Это можно легко объяснить трендом последних лет — желанием переехать в теплый климат, тогда как раньше, меняя страну, люди на первый план ставили благополучие новой родины. 

Поколение дауншифтеров, готовых жить и на тысячу долларов в месяц, но рядом с пляжем у моря, изменили статистику. Таиланд, Вьетнам, Бали, Гоа для многих нынешних представителей среднего класса куда милее, например, Канады. Правда, по словам специалистов, жители российской провинции до сих пор предпочитают эмигрировать в более "сытые" страны, а в государства Юго-Восточной Азии едут преимущественно обитатели столиц. Это влияет и на выбор рода занятий. Провинциалы чаще всего стремятся встроиться в уже существующую экономическую систему, а столичные жители — начать свой бизнес. 

Поэтому на тематических сайтах в последние годы появилось огромное количество предложений по купле-продаже небольших гостиниц, баров и коммерческих площадей в странах Юго-Восточной Азии. Можно смело предположить, что в ближайшие годы ситуация вряд ли изменится: россиянами за рубежом все так же будут востребованы малые предприятия, а сам бизнес за границей в той или иной степени будет связан с желанием коммерсантов эмигрировать.

Константин Петров

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования