Закрыть окно

Research Rethink React

Исследовательский холдинг Ромир

Эксклюзивный
представитель в России и СНГ


Российская газета - Россияне перешли к долгосрочному планированию семейного бюджета

Пресса о нас

Российская газета - Россияне перешли к долгосрочному планированию семейного бюджета

Опубликовано: 18.01.2013


Люди делятся на две неравные группы. Одна, крайне малочисленная, озабочена вопросом "куда деньги девать?" Другая - подавляющее большинство - никак не может понять, "куда деньги деваются". Как ни странно, у этих отчаянных антагонистов все же есть нечто общее. И называется оно скучным словом "планирование семейного бюджета". 

Социологи исследовательского холдинга РОМИР решили выяснить, насколько часто россияне занимаются этим важным для любой семьи делом и как далеко заглядывают, очерчивая для себя финансовые горизонты и глубины. В данном случае копаться в чужих кошельках или блокнотах можно и нужно: именно так определяются показатели стабильности жизни людей (вернее, социологи говорят "домохозяйств"), степень их уверенности в будущем и многое другое. 

Прочность финансового базиса и общая стабильность по сути дела определяют весь климат в обществе, а состояние умов - как давно и не нами подмечено - напрямую зависит от наполнения "тумбочек с деньгами" в каждом отдельном доме или квартире. 

Социологи пришли к достаточно обнадеживающим выводам. В вопросах распоряжения своими семейными бюджетами россияне становятся более рациональными и консервативными. Можно даже сказать - прозорливыми и предусмотрительными. Если в 2005 году каждая третья семья вообще не планировала свой семейный бюджет, то в конце 2012 года такой ответ дал только каждый пятый респондент. 

Сократилось, пусть и незначительно, число тех, кто расписывает все расходы и доходы только на месяц, не рискуя заглядывать дальше. Зато в разы увеличилась доля российских семей, которые строят свои финансовые планы на квартал - полгода вперед (в 1,5 раза) и на год-два-три (в 2,5 раза). И хотя их абсолютное число не столь велико, сама тенденция к росту очень важна. В опросе приняли участие 1000 респондентов в возрасте от 16 до 50 лет и старше, проживающих в городах с населением от 100 тысяч человек, в 8 федеральных округах. 

Свои данные социологи сравнили с аналогичным репрезентативным опросом городского населения России, проведенным в 2005 г. За это время россияне на 5% реже стали ограничивать срок исполнения своего семейного бюджета ближайшим месяцем (было 37%, стало 32%). Это, конечно, все равно немало - треть взрослых граждан. Но если раньше лишь каждый пятый планировал бюджет на 2-3 месяца вперед, то сейчас так поступают 27%, то есть больше четверти россиян. На полгода вперед рисковали заглядывать 8% - сейчас уже 12%. На год - 7% вместо 3%. На два года и больше - 3% вместо одного из сотни. 

То есть каждый десятый респондент четко знает, как он будет жить, сколько получать и на что тратить деньги не только в ближайшее время, но и в дальней перспективе. И еще один позитивный итог прошедших лет: в 2005 г. треть россиян (31%) даже не пыталась планировать свой бюджет - "будет день, будет и пища". Теперь так поступает примерно каждый двадцатый и даже меньше (19%) - доля беспечных или на все махнувших рукой граждан сократилась в 1,5 раза. Иными словами, россияне все увереннее переходят к квартальному и годовому режиму планирования личных финансов. В прежние годы такое было редкостью, сейчас - становится привычным. Что это означает? 

Социологи не открыли Америки, напомнив, что в 2005 г. для подобных итогов опросов были объективные причины: высокая инфляция (14-16% за год), рост заработной платы на 20-30% за год в номинальном выражении и т.д. За последующие годы многое изменилось. После периода быстрого экономического роста наступил кризис (осень 2008) и спад (2009 год). Потом началось медленное восстановление темпов экономического роста со скоростью 3-4 % в год. Снизилась (до 6-8% в год) инфляция. Но и рост заработной платы сократился до 11-14% в номинальном выражении и до 3-6% в реальном. Возросли запросы. Появилась неуверенность в завтрашнем дне. Все это сделало часть россиян более осмотрительными, более рациональными, более консервативными. 

Это они не жадные, это они, цитируя персонажа известной сказки, "домовитые". Что для страны и для них лично только в плюс. Правда, иногда даже самое лучшее планирование дает кратковременные сбои. По свежим данным другой социологической службы - ВЦИОМ, за прошедшие новогодние праздники россияне изрядно выбились из собственных бюджетов. В этом году средняя сумма расходов у российской семьи составила уже 8564 руб. По сравнению с прошлым годом показатель изменился незначительно: нынешние расходы превышают прошлогодние лишь на 2% (самый низкий показатель прироста за последние пять лет). 

Однако по сравнению с планируемыми расходами реальные траты оказались существенно выше - на целых 17%. Самыми затратными статьями новогодних расходов россиян остаются новогодний стол (в среднем 3198 руб.) и подарки (3028 руб.). Как и ожидалось, более экономными оказались расходы на елки для детей, поездки и другие праздничные расходы (2428 руб.). Не отказали себе наши сограждане и в прочих удовольствиях и развлечениях, отчего сейчас во многих семьях введен жесточайший режим экономии "до зарплаты и пока долги не отдадим". Ничего, наверстают. Тем более что планировать уже научились неплохо.

Екатерина Добрынина

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования