Закрыть окно

Эксперт. Деловая конъюнктура

Пресса о нас

Эксперт. Деловая конъюнктура

Опубликовано: 29.11.2009

Безработица перестала сокращаться; «Великая потребительская депрессия» сдерживает рост цен

По уточненным, хотя еще и не окончательным данным ноябрьского опроса ИЭПП, уже вполне четко обозначилась приостановка волны промышленного подъема. Это уже третий «пит-стоп» с начала нынешнего кризиса (два предыдущих пришлись на март и конец мая), если ориентироваться на данные оценки ситуации производственниками. Основания для некоторого пессимизма на сей раз вполне прозаичны. Негатив прогнозов выпуска, формируемый сократившимся спросом, усугубляется, как обычно, в конце каждого года, коротким, но четко синхронизированным шоком всероссийских январских каникул. Очищенный от сезонности, то есть, по сути от влияния предстоящей январской спячки, темп ожидаемых изменений в объемах производства на ближайшие месяц-два все еще остается положительным. Но он уже далеко не такой бодрый, как месяц назад.

Тем временем удовлетворенность спросом, похоже, перешла на новый уровень после трехмесячного пребывания на предыдущей ступеньке, чему, напомним, предшествовало восьмимесячное «лежание» на кризисном дне. Сейчас 39% предприятий уже вполне удовлетворены объемами своего сбыта. Нынешняя ситуация все больше воспринимается предприятиями как нормальная на сравнительно долгую перспективу. Быстрого выхода из кризиса и возврата к исключительной конъюнктуре 2006−го — начала 2008 года, похоже, никто уже не ждет.

В октябре снижение числа безработных приостановилось как в исходных, так и в сезонно скорректированных показателях, оставшись на уровне сентября (соответственно 5,8 и 6,2 млн человек). Однако из-за некоторого сезонного сокращения экономически активного населения норма безработицы выросла (7,7% без сезонной коррекции, рост по сравнению с сентябрем на 0,1 пункта).

Норма безработицы среди мужчин остается более высокой, чем среди женщин, хотя в последние месяцы разрыв между ними по сравнению с началом года снизился и стабилизовался на уровне 1,14 раза с легкой тенденцией к росту — опять-таки не в пользу мужчин. Последнее, видимо, связано с окончанием активного сезона строительных и ремонтных работ, в которые были вовлечены прежде всего мужчины. По-прежнему больше всего безработных среди молодежи.

Уровень застойной безработицы, то есть доля безработных, пребывающих в таковом состоянии год и более, в октябре составлял примерно треть (31,8%, в том числе среди горожан — 28,5%). В то же время другой трети (30,4%) удается трудоустраиваться не более чем за три месяца.

По предварительной оценке, число граждан, имеющих официальный статус безработных, с учетом сезонной поправки в последние два месяца практически перестало расти и стабилизировалось на уровне 2,23 млн человек. Без учета поправки на сезонность оно сокращается с апреля. Неполная занятость, выражающаяся в сокращенном рабочем дне и отпусках с частичным сохранением зарплаты по инициативе работодателей, в октябре продолжала снижаться. Эти показатели составили соответственно 2,7 и 0,9% от списочного числа работников обследуемых организаций, снизившись суммарно против февральского максимума в 2,4 раза.

В прошлом обзоре мы уже обращали внимание на такой сигнал, как рост реальных потребительских расходов с середины октября, перешедший и на начало ноября (данные РОМИР). Росстат также зафиксировал четкий рост розничного товарооборота в октябре — на 0,7% после сезонной поправки к сентябрю. До этого первый и единственный с начала кризиса рост розничных продаж наблюдался в мае — +0,5% к апрелю. Это однозначная реакция на укрепление рубля — оно было и тогда, и теперь. Очевидно, сказался выросший импорт и, вероятно, снизившиеся цены на импортные товары повседневного спроса.

Как вытекает из данных опросов, проведенных РОМИР в рамках исследования «Всемирный барометр финансового кризиса», более половины (52%) россиян сократили расходы на развлечения, почти столько же (48%) урезали траты на крупные покупки для дома, а 46% наших соотечественников уменьшили суммы, выделяемые из семейного бюджета на отдых и путешествия. Вместе с тем по итогам международного опроса Россия вошла в пятерку стран, гражданам которых удалось меньше других экономить в последние три месяца. И хотя потребители в нашей стране и в мире все еще очень осторожны в своих расходах, степень сокращения их затрат на различные категории товаров и услуг уже значительно меньше, чем три месяца назад.

Пока что движение цен не указывает на чрезмерное давление спроса. Хотя в ноябре в течение трех недель и фиксировалась положительная инфляция в размере 0,1% каждую неделю, с учетом сезонной поправки она останется ниже 5% третий месяц подряд. Повышение цен, особенно с третьей недели ноября, обусловлено в основном сезонным фактором удорожания плодоовощной продукции. Это дает ЦБ основания и дальше пересматривать инфляционный прогноз и ставку рефинансирования в надежде подхлестнуть текущий потребительский спрос и реанимировать инфляционное давление на рынках активов.

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования