Финансовая газета - Куда покатятся колеса?

20 Ноября 2016

Правительство никак не решит, стоит ли помогать автопрому, а потребители не знают, нужно ли покупать новые авто

Цены продолжают расти

По данным "Автостата", более 70% от общей выручки на российском рынке приходится на первую десятку брендов, куда входят Toyota, Mercedes-Benz, KIA, LADA, Hyundai, BMW, Nissan, Lexus, Renault и Volkswagen. Лидирует по этому показателю японская Toyota (149,9 млрд руб.), выручка которой за отчетный период выросла на 3,9%. На второй строчке располагается немецкий Mercedes-Benz (147,6 млрд руб.), результат которого увеличился на 8,5%. Третье место занимает корейская KIA, которой за девять месяцев удалось заработать 107,6 млрд руб. (+2,4%).

Окончание на стр. 13 èНа четвертой позиции оказался отечественный бренд LADA (102 млрд руб.), который по объему выручки показал прибавку в 8,4% к результату годичной давности. Замыкает пятерку лидеров корейский Hyundai (94,4 млрд руб. и минус 4,6% соответственно).

В целом же, как отмечают эксперты агентства, рост выручки отмечен более чем у половины марок, представленных в топ-25, а точнее, у 14 брендов. Наилучших показателей роста удалось добиться Jaguar: за счет существенного роста объема продаж (+77,5%) британский производитель увеличил выручку на 78,2%. Серьезные результаты продемонстрировали также японский Lexus (+48,5%) и китайский Lifan (+37,6%). В «Автостате» отмечают, что у остальных брендов выручка в 2016 г. росла в основном за счет увеличения стоимости новых автомобилей.

Другие производители, рассмотренные в рамках данного исследования, демонстрируют сокращение объемов выручки. Наиболее печально, по мнению агентства, ситуация обстоит у американской Chevrolet (-51,8%), а также у японских брендов Datsun (-43,5%) и Mitsubishi (-42,7%).

Насколько данная картина будет соответствовать итоговым результатам 2016 г., пока сказать трудно. В конце октября многие автопроизводители, чья продукция представлена на российском рынке, заметно подняли цены на свои легковые автомобили. Согласно результатам обзора, подготовленного агентством «Автостат», за период с 16 по 31 октября 2016 г. сразу 16 брендов объявили о повышении цен на отдельные модели.

Так, например, подорожали автомобили немецкого премиум-бренда BMW: на 4,3% купе серии 2 в комплектации M240i, на 1,6-2,7% кроссовер Х1, на 1,4-4,8% - кроссовер Х4, на 1,0-2,9% - Х5 и на 1,4-6,1% - Х6. Компания Audi подняла цену седана А4 на 1,6-9,4%. Цена универсала A4 Avant выросла на 1,5-8,7%, а полноприводного универсала A4 Allroad - на 8,5%.

Японский Datsun увеличил цену хэтчбека mi-DO на 1,5-2,0%, а максимальная цена седана on-DO с автоматической коробкой передач выросла на 9,0%. Другой бренд из Японии - Mitsubishi - поднял цены внедорожника Pajero Sport третьего поколения на 1,7-1,8% и пикапа L200 - на 2,1-3,2%.

Как отмечают эксперты агентства, изменение цен у отдельных марок связано с появлением новых комплектаций в их модельном ряду. Cadillac пополнил линейку седана CTS новой комплектацией с двигателем V6 объемом 3,6 л (341 л.с.) за 3,79 млн руб., вследствие чего максимальная цена модели выросла на 5,6%. А компания Toyota пополнила линейку Land Cruiser 200 новыми комплектациями Executive Black за 5,47-5,6 млн руб. и Executive White за 5,49-5,62 млн руб., и в результате максимальная цена модели выросла на 4,9%.

Помочь?

На фоне растущих цен и продолжающегося снижения рынка в правительстве не торопятся предпринимать дополнительных усилий по спасению автомобильного рынка. По словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, меры поддержки спроса на авторынке РФ не будут заложены в бюджет на 2017 г., «но могут быть реализованы за счет резерва правительства». В текущем году Минпромторг пока продолжает реализовывать планы, ориентированные на помощь отечественному автопрому: программы обновления парка транспортных средств, лизинга, автокредитования, программа стимулирования спроса на технику на газомоторном топливе, субсидии на закупку городского транспорта. Как сообщает агентство РИА Новости, в рамках плана действий правительства в экономике в 2016 г. на эти меры предусмотрено почти 138 млрд руб.

Окончательно судьба российского автомобильного рынка решится в конце ноября - начале декабря. Именно к этому сроку, по словам Мантурова, правительство должно определиться, помогать или не помогать автопроизводителям. «Говорить о сумме поддержки преждевременно. Но в бюджет это не будет закладываться сто процентов», - заявил министр. Правда, уточнил он, возможно, будет принято решение о неких индивидуальных мерах: для различных секторов отрасли будут представлены индивидуальные предложения.

Как рассказал журналистам заместитель главы Минпромторга Александр Морозов, его ведомство в следующем году планирует также перейти от программы обновления автопарка (утилизации и trade-in) к адресной поддержке спроса на автомобили при помощи специальных программ. «Мы планируем изменить комплекс мер поддержки, которая будет оказана автопрому в целом, включая не только автопроизводителей, но и производителей автокомпонентов. Соответственно планируем, что программа обновления парка, которая шла уже три года, трансформируется в ряд новых программ, которые нацелены на конкретные сегменты потребителей», - приводит слова Морозова агентство РИА Новости.

Одним из таких новшеств может стать программа «Первый автомобиль». «Не секрет, что сегодня у нас большинство новых молодых покупателей, получивших права и в первый раз покупающих автомобиль, выбирают в большинстве своем машину со вторичного рынка, зачастую подержанную иномарку. Я считаю, что нужно стимулировать нашу молодежь приобретать в качестве первого автомобиля российскую машину с большой составляющей российских компонентов. Поэтому наша задача как государства - сделать этот автомобиль доступным», - пояснил Морозов.

По словам чиновника, перспективной может стать и программа «Автомобиль для многодетной семьи», которая, как считают в Минпромторге, «имеет очень высокий потенциал для роста».

В целом в ведомстве уверены, что на будущий год рынок производства автомобилей в России вырастет на 3-7%. «Да, мы ожидаем в следующем году роста производства исходя из текущих экономических реалий. Исходя из нашего сегодняшнего подхода, с учетом заявленных новых программ и конвертации в новые адресные программы, мы считаем, что можем рассчитывать на рост производства в автопроме от 3 до 7%», - заявил Александр Морозов журналистам.

Поверят ли покупатели?

Эксперты рынка считают, что меры гос­поддержки оказывают положительный эффект на автомобильном рынке, и отказ от них приведет к еще большему падению продаж. Однако пока на фоне разговоров о том, что правительство не планирует продлевать эти программы помощи, возможно, рынок почувствует небольшое оживление.

«Темпы продаж в оставшиеся месяцы года будут зависеть от того, поверят ли покупатели в продолжение госпрограмм поддержки продаж. Те, кто предположит, что их окончание близко, могут ускорить принятие решения о покупке. Если большинство будет думать так, то спрос на новые автомобили может кратковременно вырасти», - пояснил глава комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер. Пока же, по данным АЕБ, только лишь за сентябрь 2016 г. продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России упали на 11% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а в августе этот показатель рухнул сразу на 18%.

На автосервисе хуже, чем на автозаправке

В такой ситуации больше всех под ударом оказываются автомобильные дилеры. Столь затяжное и существенное падение продаж новых авто является для них настоящей катастрофой. Одним из направлений, которые должны стать «палочкой-выручалочкой» для автосалонов, является развитие сервисного обслуживания по ремонту машин. В своих выступлениях представители крупных компаний не раз говорили о том, что развитию этой сферы услуг сейчас должно уделяться повышенное внимание. Обслуживание авто - единственный реальный шанс получить не только «живые деньги», но и клиента, который когда-нибудь обязательно захочет приобрести себе новый автомобиль.

Что интересно, если верить социологам, с задачей по привлечению публики автосервисы пока справляются плохо. Ассоциация агентств мониторинга качества обслуживания (АМКО) при содействии исследовательского холдинга «Ромир» провела опрос россиян на тему оценки качества обслуживания в автосервисах и магазинах запчастей и выяснила, что даже на заправках и автомойках к клиенту относятся лучше, чем на станциях техобслуживания: общая средняя оценка автосервисов оказалась на уровне 4,1 балла из 5 возможных.

В целом количество положительных оценок качества сервиса на АЗС оказалось больше, чем у других предприятий автомобильной инфраструктуры - 83% против 77%. Автосервисы, автомойки и автомагазины потеряли положительные оценки за счет более высокой доли средних (18%) и негативных отзывов (5%). На АЗС соответственно средние оценки собрали 14% голосов, а отрицательные - 3%.

Что любопытно, в целом в оценке услуг, связанных с обслуживанием автомобиля, больше критики высказывают женщины: они поставили средние и отрицательные оценки за обслуживание на АЗС в 24% случаев, а на автосервисах - в 27%. 40% респондентов старше 60 лет также остались неудовлетворенными качеством обслуживания в сфере автотоваров.

Как говорится в материалах исследования, при оценке качества обслуживания в автосервисных предприятиях главные претензии предъявлялись низкому качеству услуг и товаров (22%), наличию очередей (15%), навязыванию услуг (15%), низкой квалификации сотрудников (14%), неудобному расположению (14%), обману со стороны персонала (10%). По 5% респондентов также пожаловались на грязь и антисанитарию, недостоверную рекламу и непонятную систему скидок. При этом женщины значительно чаще отмечали навязывание услуг, а также жаловались на непонятную систему скидок и недостоверную рекламу. Представители старшего поколения помимо прочего указывали еще на низкую квалификацию персонала и наличие очередей.

Юлия Земцова


Поделиться в соцсетях: