Forbes. Что привлекает женщин в бизнесе?

04 Июня 2011
На первом месте — самореализация и свобода. И лишь потом — деньги

На второй месяц после открытия собственного ресторана Катерина Дроздова с удивлением обнаружила, что заведение принесло прибыль — целых $8000. Столько она не зарабатывала никогда. Незадолго до этого Дроздова уволилась с поста пиар-менеджера ресторанного холдинга Аркадия Новикова. «Я поняла, что не могу подчиниться его харизме — у меня есть своя. Про деньги я вообще не думала. Был сумасшедший драйв, оттого что сам принимаешь решения, делаешь что хочешь. Меня распирало от счастья, колотило от количества положительной энергии. Подруга сказала мне: если к тебе пришла энергия, надо быстро брать вантуз и пробивать духовные каналы — погружаться в то, что создаешь», — вспоминает Дроздова.

Исследование, проведенное специально для Forbes Woman компанией «Ромир Мониторинг», показало, что лишь 18% опрошенных женщин при создании бизнеса ставят финансы во главу угла. «Женщины начинают бизнес из-за денег, только если умирают с голоду. Мною двигали амбиции, желание быть свободной профессионально и лично и, конечно же, азарт», — признается генеральный директор пиар-агентства BrandScape Елена Ковалева. За полтора года у агентства появилось 10 новых клиентов, было заключено 15 новых контрактов.

У всех опрошенных Forbes Woman бизнес-леди в списке приоритетов на первом месте стоит свобода — личная и профессиональная, свобода выбора и свобода передвижения. «У меня в голове всегда миллион идей. Я с огромным трудом работала по найму. А свой бизнес делала на эмоциях. Мужчина на моем месте поступил бы более расчетливо: подождал еще года полтора, пригласил бы опытного партнера», — говорит генеральный директор компании E-Learning (разработка и продажа систем электронного обучения) Елена Тихомирова. Основатель компании Art Properties Наталья Орешина признается, что ею помимо тяги к свободе руководило желание доказать, что она способна сделать то же, что делают мужчины. «Недвижимость — мужской бизнес. И в любой компании всегда находится человек, который дальше определенного уровня тебя не пропустит», — утверждает Орешина.

На втором месте стоит потребность заниматься любимым делом и творчеством. Причем, работая по найму, реализовать эту потребность подчас бывает затруднительно. «Главный приоритет в моей работе — это мое собственное творчество. И каждый сотрудник в моей компании должен иметь то же, что и я, — возможность наслаждаться делом, расти и получать хорошие результаты. Я не хочу иметь компанию рабов, мне нужны творческие партнеры», — говорит Елена Ковалева. Катерина Дроздова утверждает, что просто не может подчиняться чужой воле и вкусу. «Мой бизнес должен быть отражением меня. Никогда не открою фастфуд или пивной ресторан, хотя это очень выгодно. Поэтому я так и не открыла заведение с известными рестораторами, хотя мне не раз предлагали», — говорит она.

Бизнес не стоит путать с благотворительностью, но для существенной части женщин имеет значение возможность приносить пользу, не ожидая никакой выгоды взамен. Елена Тихомирова взяла идею для собственного бизнеса у отца. Еще в юности, когда она помогала ему во время командировок, ей хотелось заняться популяризацией идеи электронного обучения, что она и реализовала, создав свою компанию. «Мои выступления на конференциях никогда не были «продажными». Я рассказывала полезные и интересные вещи, но ничего не говорила про свою фирму и по сравнению с конкурентами смотрелась гораздо выгоднее. Главное для меня — получить драйв и зарядить им других людей. Ради этого я могу пожертвовать сном, спортом, кино и театром, слопать «Доширак» на работе, пожить жизнью кочевника», — признается Тихомирова. Наталья Орешина говорит, что порой действует в ущерб финансовой выгоде, опираясь на свое внутреннее представление о качестве. «Женщина делает вещи исходя из понятия блага. Мне важно нести творчество, энергию, давать окружающим что-то новое, лучшее», — говорит она.

Потребность женщин следовать интуиции и действовать порой иррационально — не секрет для психологов. Деловые женщины, как правило, этому не сопротивляются, несмотря на негодование мужчин. «Мой выбор иногда может показаться нелогичным, но по факту оказывается верным. Материнский инстинкт ведь никто не отменял — женщины природой настроены улавливать от людей больше информации», — говорит Елена Ковалева. Елена Тихомирова вспоминает, что ей очень трудно было отказаться от одного из направлений бизнеса, которое долго кормило компанию. «При этом мой партнер-мужчина просто подсчитал, что мы в минусе, и закрыл тему. Я же продолжала относиться к проекту как к ребенку, которого нельзя бросить», — вспоминает она.

Для большинства деловых людей камнем преткновения становится отдых. Можно ли его себе позволить? Сколько в году выделить дней на ничегонеделанье? Вдруг за это время что-то ужасное произойдет с бизнесом? Оказывается, у деловых женщин есть хороший прием для легализации отдыха. «Я не жертвую другими частями жизни ради «рабочего» драйва. Если человек занимается только работой, он перестает видеть «большую картину», а именно она поддерживает развитие бизнеса. Я люблю много общаться с людьми, путешествовать. Даже если диалог не приведет сегодня ни к чему, я знаю, что через пять лет этот человек может встретиться мне на пути и мы что-то сделаем», — говорит Наталья Орешина из Art Properties.

Елена Ковалева убеждена, что не приносит себя в жертву, хотя меньше, чем раньше, отдыхает и видится с мужем и ребенком: «Мой бизнес — это не алтарь. Это результат моего выбора. Если я решу, что это невыносимо и нерентабельно, то к старой модели — работе по найму — могу вернуться в любой момент».

Но если быть честным до конца, то и обычные амбиции нельзя сбрасывать со счетов. «Мне хочется утереть нос бывшим партнерам, добиться успеха назло завистникам и врагам, порадовать родителей, доказать коллегам по бизнесу, что я тоже с яйцами, — говорит Катерина Дроздова. — Вы думаете, это чисто мужское? Уверена, что нет!»

Поделиться в соцсетях: