Комсомольская правда - ОСАГО: про очереди за полисами, европротокол, натуральное возмещение и электронную автогражданку

23 Ноября 2016

Авария - это часто всего лишь страховой случай, если в ней никто не пострадал. Гаишники не хотят с этим связываться.

Что изменится в обязательном автостраховании

Разговоры про ОСАГО не умолкают. Чуть ли не каждый день возникают инициативы, предложения оптимизировать и улучшить, расширить сферу действия европротокола. Гаишники хоте ли бы вообще остаться в стороне от аварий, в которых не пострадали люди, чтобы водители самостоятельно разбирались между собой и со своими страховыми компаниями. Только для начало нужно сделать так, чтобы хотя бы купить полис ОСАГО можно было без проблем.

В ОЧЕРЕДЬ!

Диву даешься, какие проблемы у нас могут возникнуть. В столице, например, купить полис ОСАГО проще простого - пришел и оформил. Или даже идти никуда не нужно, агент сам подъедет в удобное место и время. Но в целом ряде регионов страны люди попросту не могут застраховаться. Получается, машину купил, за 10 дней ее нужно поставить на учет в ГИБДД, но для этого нужен полис ОСАГО. А его не продают - очередь на месяц вперед!

- Только в Южном федеральном округе за последние два года мы получили больше трех тысяч жалоб по ОСАГО. В отдельных регионах практически невозможно приобрести полисы. В офисах очереди. Причиной является отказ граждан платить за допуслуги. Еще одна проблема - путаница с начислением страховых премий. И в последние два месяца (после введения системы «Единый агент») ситуация не улучшается, - информирует Лилия Беляева, замначальника Управления контроля финансовых рынков Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России.

За последние два года ФАС выдано 76 предписаний, наложено 70 млн рублей штрафов на страховые компании за нарушение антимонопольного законодательства. Это касается, в первую очередь, так называемых «токсичных» регионов, где страховщики работают себе в убыток и пытаются изо всех сил продавать как можно меньше полисов. Или совсем оттуда уйти. Это Курган, Оренбург, Карачаево- Черкесия, Волгоград, Краснодар и другие. В Ростовской области рассматривается дело об устном сговоре представителей шести страховых компаний. Со временем нарушения модифицируются, видоизменяются. Например, раньше навязывали дополнительные полисы страхования, теперь требуют деньги за оформление бумаг.

ПОШЛИ НА ПОПРАВКУ?

Страховщики не столь категоричны в оценках, они увидели свет в конце тоннеля. Говорят, что связано это с тем, как и кому люди жалуются. Ведь сначала пишут страховщикам, а потом в органы власти.

- В 2016 году по ряду проблем мы наблюдаем снижение количества жалоб, - говорит директор по аналитической работе Российского союза автостраховщиков (РСА) Людмила Сенькина.

- Снижается количество обращений по прямому возмещению убытков, в связи с несогласием с размерами выплат. На прежнем уровне остается объем жалоб на отказы в выплатах и на отказы от заключения договоров и навязывания услуг. Уменьшилось количество обращений из южных регионов. Произошло снижение жалоб по начислению КБМ (коэффициент «бонус- малус»), бум таких обращений был в прошлом году. Упрощенный алгоритм обращений при несогласии с примененным значением КБМ улучшил ситуацию.

Елена Пермякова, главред Агентства страховых новостей, тоже отмечает, что основные жалобы - на очереди в офисах. Число таких жалоб снизилось на 37%, доля жалоб на проблему покупки полиса снизилась с 75 до 71%.

Как видите, представители страхового сообщества, отмечают сдвиги в сторону улучшения. Евгений Уфимцев, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА), говорит, что за 9 месяцев этого года страховые компании выплатили 116 млрд рублей. Выплаты по ОСАГО в среднем по стране уже выше чем по каско.

Европротокол (оформление аварий без гаишников) тоже набирает обороты: 16% всех ДТП было оформлено по европротоколу в прошлом году, теперь 29%. Хорошая положительная динамика говорит о том, что потребители верят страховым компаниям. А чрезмерная (в некоторых регионах половину аварий оформляют без гаишников) говорит о росте страховых мошенничеств. Водители подстраивают аварии, чтобы получить выплаты. Нередко активную роль в этом играют автоюристы, которые потом по максимуму выколачивают средства из страховых компаний. В регионах, где автоюристы особенно активны, у страховщиков и появляются проблемы.

- Чтобы обеспечить продажи полисов ОСАГО в проблемных регионах с высокой убыточностью летом мы ввели систему «Единого агента». Вторая задача этой системы - продажи полисов других страховых компаний, которые не представлены в этих регионах. В «токсичные» регионы стали возвращаться страховщики. Доля продаж полисов других компаний выросла в ряде южных регионах. И мы видим снижение жалоб на недоступность полисов, - говорит Евгений Уфимцев.

Проблему доступности полисов можно решить, заставив страховщиков продавать Е-полисы через интернет. Пока это для них лишь дополнительная услуга, обязательной она станет с нового года. Сейчас же в стране продается примерно 900 Е-полисов в день, а всего россияне купили 328 000 электронных полисов.

Второй путь решения проблемы - введение приоритета натуральной формы возмещения. Когда страховщики будут направлять машины в мастерские на восстановительный ремонт, а не выплачивать деньги пострадавшим. Бонус автомобилистам: при направлении на ремонт не будет учитываться износ деталей, то есть машина на выходе должна быть в том же виде, что и до аварии.

- Это позволит изменить ситуацию на рынке. Хочется, чтобы соответствующие изменения в закон об ОСАГО были приняты в осеннюю сессию, - говорит Евгений Уфимцев.

А МЫ ЧЕГО БОИМСЯ?

Сергей Смирнов, юрист журнала «За рулем», говорит, что автовладельцев ожидает два главных изменения. Во-первых, обязательная продажа Е-полисов. Не будет очередей в страховых компаниях, если они действительно наладят продажу ОСАГО через интернет.

Во-вторых, большинство автовладельцев высказывается за приоритет натурального возмещения, особенно при условии того, что при восстановительном ремонте не будет учитываться износ. Но большинство волнует качество ремонта, обязанность СТО устранить недостатки, найденные автовладельцем после проведения ремонта. Близость СТО к дому и сроки ремонта волнуют меньше.

ВАЖНО!

Не так давно «всплывала» новость, что бланки полисов скоро вновь поменяют. В РСА это не подтверждают.

- Бланки полисов мы менять не планируем. В действующих полисах заложена возможность указывать дополнительную информацию, включая QR-код или размер КБМ. Случаев качественной подделки новых бланков мы пока не выявили, есть лишь факты хищений бланков агентами, - сказал Евгений Уфимцев.

Получается, информация о появлении с начала 2018 года новых бланков полисов ОСАГО - просто утка.

ЦИФРЫ

Что мы знаем про ОСАГО. Гендиректор холдинга «Ромир» Ольга Горелова рассказала, что выявили их опросы автомобилистов.

Про изменения в ОСАГО

21% заметили рост тарифов ОСАГО, 16% знают про новый вид полиса, 11% информированы об изменении срока выплат.

69% слышали, что с 1 января нужно будет обязательно предъявлять авто на осмотр, иначе выплат не будет.

96% знают, что за выплатами нужно обращаться в свою страховую компанию

Про навязывания

45% сталкивались с навязыванием дополнительных страховых услуг, 20% - слышали про это. 39% - обратились в другую СК, 32% - добились покупки без навязывания.

63% знают о «периоде охлаждения» (5 дней, в течение которых можно вернуть ненужную страховку). 53% считают, что он поможет защитить от навязывания услуг.

Про электронные полисы

59% знают, что с 1 января можно будет купить е-полис. 26% намерены покупать Е-полисы.

Про возмещение направлением на ремонт

За натуральную форму (направление на СТО) - 40%, за денежное возмещение - 48%. 52% - за контроль натурального возмещения.

Про автоюристов

52% автомобилистов скорее откажутся от выкупа юристами права требования возмещения со страховой компании.

Про обязательность автогражданки

56% - ОСАГО должно быть обязательным, 36% - его надо реформировать, 11% - надо отменить ОСАГО.

Андрей ГРЕЧАННИК


Поделиться в соцсетях: