Московский комсомолец - Рыбный день

18 Августа 2015

Чтобы ловить рыбу, сначала надо построить флот 

На фоне снижения импорта продуктов происходят структурные сдвиги в потребительской корзине россиян. По данным холдинга "Ромир", продовольственное эмбарго и последовавшая за его введением девальвация рубля вынудили россиян изменить свои потребительские предпочтения. Больше всего пострадало потребление рыбы и морепродуктов. 

Если до 2014 года потребление рыбной продукции росло в среднем на 10-12% в год, то уже в первом полугодии выяснилось, что россияне стали покупать рыбу и морепродукты на 21% реже, чем годом ранее. При этом рыбы меньше не стало. По данным Росстата, импорт рыбной продукции в первом полугодии 2015 года снизился на 41% или на 180 тыс. тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

При этом объем произведенной в России рыбной продукции, наоборот, увеличился на 105,6 тыс. тонн или на 5,8 процента. То есть программа импортозамещения, хоть и не полностью, но работает. Несмотря на позитивные сдвиги в рыбодобыче, розничные цены на рыбную продукцию выросли в среднем на 25%. Именно это, по мнению экспертов, является причиной изменения потребительских предпочтений. Почему же в России рыбы производится больше, но при этом она продолжает дорожать, словно привязанная к курсу европейской валюты? 

Нужен новый флот 

А причина проста - повышение конкурентоспособности рыбной отрасли, о котором так долго говорили чиновники, так и не состоялось. Рыбаки, как говорится, ждут у моря погоды. В октябре состоится Госсовет по развитию рыбохозяйственного комплекса, на котором будут приняты судьбоносные для отрасли решения. И первый вопрос на повестке дня - пора строить флот в России. Идея хорошая, только почему до сих пор в российских морях плавают суда, которым давно пора на "пенсию"? Почему за последние десять лет ни одного нового российского судна не спущено на воду? 

Сегодня почти половина судов рыбопромыслового флота достигла или превысила максимальный срок эксплуатации - 30 лет. Судостроительные верфи стоят без гражданских заказов, потому что отечественные рыбопромышленники предпочитают покупать рыболовные траулеры за рубежом, пусть даже "б/у". 

По словам первого замглавы Минпромторга Глеба Никитина, в советские годы наша судостроительная отрасль была одной из ведущих в мире и производила до трети всех судов. "Сегодня мы импортируем 90% рыбопромысловых судов, и это красноречиво свидетельствует о важности решаемой нами задачи", - говорит Никитин. 

Как сообщала газета "Ъ", "глава "Роснефти" Игорь Сечин предложил Владимиру Путину ввести специальные меры законодательного стимулирования для загрузки заказами Дальневосточного центра судостроения и судоремонта… В письме господина Сечина, отправленном в середине июля, предлагается стимулировать размещение "всех заказов российских компаний на строительство судов и морской техники в РФ"...Кроме того, "Роснефть" предлагает обсудить выдачу квот на вылов рыбы при условии строительства рыболовного судна в РФ ("квоты под киль")". 

Дать квоты владельцам судов 

Речь идет о том, что государство не только планирует субсидировать строительство новых судов на российских верфях, но и выделит квоты вновь построенным траулерам. Идея "квот код киль" была объявлена Минпромторгом в 2012 году, когда ведомство впервые обратило внимание на состояние рыболовецкого флота. Бизнес при этом готов разделить ответственность, по крайней мере, с таким предложением недавно выступили несколько крупных игроков в том числе "Русская Рыбопромышленная Компания" (РРПК). 

Обращаясь к президенту Путину (видимо другого способа, чтобы тебя услышали, у рыбаков нет), руководство РРПК говорит о том, что "являясь крупнейшим добытчиком минтая в РФ, "Русская Рыбопромышленная Компания" готова начать совместно с другими ведущими компаниями отрасли реализацию пилотного проекта по строительству 15 крупнотоннажных траулеров для промысла минтая на Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне общей стоимостью около 60 млрд. рублей в виде прямых частных инвестиций, - говорится в письме компании. 15 траулеров - это целый флот, который может отправиться в море в ближайшие годы, повышая ту самую "конкурентоспособность рыбной отрасли" и способствуя столь ожидаемому "импортозамещению". 

От государства рыбодобытчики просят не так много - зарезервировать в ежегодно устанавливаемом общем допустимом улове до 300 тыс. тонн минтая в виде "квоты под киль". Это ровно половина того, что нужно. Для окупаемости строительства оставшуюся половину квоты, необходимой для вновь построенных судов, рыбопромышленники готовы изыскать из собственных резервов. 

Субсидии судостроителям 

Решение о предоставлении субсидий отечественным судостроителям появилось и в главном морском документе России. На днях Президент подписал национальную Морскую доктрину, в которой зафиксирована необходимость укрепления позиций в акваториях Мирового океана и возрождения военного и гражданского национального судостроения. В доктрине появился пункт о государственной поддержке отечественного судостроения, правда, механизм выделения субсидий не прописан. Идею всячески поддерживают и Минпромторг, и Росрыболовство. 

Однако, по словам главы рыболовного ведомства Ильи Шестакова, при выделении субсидии нужно учитывать характеристики судна. "Например, при вводе в эксплуатацию крупнотоннажные суда должны быть оборудованы мукомольной фабрикой, цехом по переработке, чтобы все показатели эффективности были соблюдены", - подчеркивает Шестаков. Государство собирается поддерживать только качественную модернизацию флота, в результате которой и у нас появятся современные российские траулеры - минизаводы полного цикла, не только вылавливающие, но и разделывающие, упаковывающие, замораживающие рыбу, превращающие ее в консервы и другие продукты длительного хранения. 

25 лет на окупаемость 

Вопрос, который будет решаться в октябре в рамках Госсовета при Правительстве РФ - на сколько лет закреплять квоты? Действующий в настоящее время "исторический принцип", основанный на расчете среднего вылова компанией за год, действует последние 10 лет. С одной стороны, он доказал свою эффективность, и его стоит менять, с другой стороны - он не решает вопрос обновления флота, а значит его надо дополнить "квотами под киль", выдаваемыми владельцам новых судов. Иначе зачем строить судно, если нет квот? С 2018 года принцип распределения квот должен измениться, могут измениться и сроки, на которые квоты закрепляются за рыболовной компанией. 

По мнению представителей рыболовных ассоциаций, срок выделения "квот под киль" должен быть выше срока выделения квот по "историческому принципу" и обеспечивать окупаемость судна. Если оптимальный срок для "исторического принципа" - 10 лет, то для "квот под киль", как считают рыбаки, - 25 лет. При спуске нового судна на воду, владельцу выдается часть квоты, зарезервированной Росрыболовством специально под суда, построенные на российских верфях, с расчетом, что выделенная квота должна покрывать минимум 50% от необходимой для окупаемости судна в течение не менее 15 лет производственной нагрузки. 

Остальная часть загрузки обеспечивается уже из собственной квоты, которая ранее выделялась судовладельцу государством. Правильно поделить квоты Квоты добычи водно-биологических ресурсов - как апельсина в детской считалочке, - на всех может не хватить. Ведь это доля общедопустимого улова, который ежегодно рассчитывается учеными, чтобы не навредить популяции рыбы в морях и океанах. Выходит, главный вопрос, - откуда взять те самые дополнительные квоты, которые будет резервировать Росрыболовство под новые суда? 

Рыболовы предлагают получить квоты, к примеру, за счет изъятия в законном порядке квот у российских предприятий, находящихся под контролем иностранных лиц (к примеру, сейчас на Дальнем Востоке около 12 крупных рыболовных флотов контролируются рыбопромышленниками из Кореи, и по оценочным данным, их вылов составляет порядка 100 тыс. тонн). Другим источником могут стать так называемые "рыбные рантье", которые отдают свои квоты в аренду тем же иностранцам, или компании, которые не осваивают квоты полностью. 

История вопроса 

Напомним, что в 70-80 годы крупные рыболовные державы субсидировали строительство флота на национальных вервях. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в странах ЕС в 1983-1990 годах инвестиции в рыбную промышленность выросли с 80 до 580 млн. долларов. 20% из них шли на субсидирование строительства новых судов и модернизацию старых. В основу государственного субсидирования лег принцип "квот под киль", предполагавший выделение квот на каждое, в том числе вновь построенное судно. 

В результате, в течение 10-15 лет данный принцип помог увеличить производство промысловых судов настолько, что в Европе уже начался "избыточный" лов рыбы. В России сегодня новые суда никто не строит, потому что это невыгодно и бесперспективно. В отличие от принципа "квот под киль" мы живем по "историческому принципу", в рамках которого все квоты уже распределены и новому судну, даже, если его построят, просто нечего будет ловить. И если государство когда-нибудь решит вернуть "рыбный день", хватит ли на всех рыбы? 

Евгений Рогозин


Поделиться в соцсетях: