Независимая газета - Магазины уже обходят стороной

13 Июля 2016

Потенциал сокращения расходов населения практически бесконечен

В стране сохраняется общая макроэкономическая стабильность, объявил вчера премьер-министр Дмитрий Медведев. Ранее считалось, что уменьшение ВВП, падение розничной торговли, сокращение доходов населения и бюджета несовместимы с понятием «стабильность». Но в России своя терминология. Поэтому у нас чиновники называют стабильностью уже хотя бы замедление скорости падения. Впрочем, даже это замедление видно далеко не везде. Социологи, в частности, фиксируют новое сокращение текущих расходов россиян, которые теперь стали реже заходить в магазины.

В июне на фоне сократившихся расходов россияне теряют интерес к шопингу. Размер средней однократной покупки в июне почти не изменился – 504 руб. Но в отличие от прошлых месяцев теперь россияне все реже заходят в магазин.

Если в предыдущие месяцы средний чек оставался относительно низким, но общие расходы росли, то в июне при неизменно скромном среднем чеке повседневные расходы показали падение на 11,4%, сообщил исследовательских холдинг «Ромир».

Пятимесячный тренд низкого среднего чека говорит о продолжающемся режиме экономии. Но раньше потребители в целях экономии чаще ходили по магазинам, посещая большее количество торговых точек в поисках лучших ценовых предложений. Теперь же поведение граждан изменилось – они избегают частых посещений магазинов.

По сравнению с июнем прошлого года средний чек потерял 55 руб., или почти 10%. С учетом накопленной за год инфляции в 7,5% средний чек потерял шестую часть своей покупательной способности, отмечают эксперты «Ромир».

Впрочем, сами работники торговли оценивают состояние своих предприятий чуть лучше, чем, скажем, в конце прошлого года. На фоне продолжающегося сокращения потребительской активности населения по итогам первого полугодия в 2016 году не произошло позитивных изменений в продовольственном ретейле, отмечается в обзоре Высшей школы экономики (ВШЭ). Сложной оставалась ситуация и в непродовольственном сегменте.

Источником легкой активизации торговой деятельности следует считать весенне-летний период. Хотя даже этого сезонного фактора оказалось явно недостаточно, чтобы реабилитировать ключевые сегменты розничной торговли. Масштабы сокращения объемов продаж, товарооборота, прибыли, выбытие численности занятых не дают оснований для большого оптимизма. (Официальные данные Росстата о состоянии розничной торговли появятся лишь к концу июля.)

«Надеяться на фундаментальные факторы, способные возобновить экономический рост и демпфировать потери доходов домашних хозяйств, ретейлерам не приходится», – считает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.

Действительно, фундаментальные факторы остаются негативными. «Спад российского ВВП по итогам первого полугодия 2016 года может составить 1–1,1% в годовом выражении, считает зампред ВЭБа Андрей Клепач.

В правительстве же продолжающееся падение экономики называют стабильностью. «Общая макроэкономическая и бюджетная стабильность сохраняется», – заявил вчера премьер Дмитрий Медведев. И одновременно сообщил: «Основные показатели нашей экономики хоть и замедлили падение, но все же еще находятся в отрицательной зоне».

Ситуация в розничной торговле сейчас крайне непростая. В июне впервые с начала спада в экономике доля расходов на продукты питания в бюджете российских домохозяйств достигла 54%», – говорит аналитик компании «Алор брокер» Кирилл Яковенко. По его словам, говорить об оживлении или восстановлении потребительского рынка сейчас преждевременно. Более того, заморозка расходов бюджета на предстоящие три года может отложить восстановление потребительского рынка по крайней мере на тот же срок.

При этом экономисты считают, что потенциально торговля может сокращаться еще очень и очень сильно. Ведь возможности для экономии у россиян еще не исчерпаны. «Не хочется об этом вспоминать, но в 1998 году многие домохозяйства выживали за счет дачных участков, подсобного хозяйства, и там потенциал экономии практически бесконечен, вплоть до ведения почти полностью натурального хозяйства», – отмечает гендиректор компании «Мани Фанни» Александр Шустов.

«Динамика по крупнейшим сетям свидетельствует об остановке роста. Фактически темпы роста торговых сетей упали вдвое. Динамику обеспечивает только открытие новых магазинов, а не рост потребительской активности. Например, если полтора года назад рост продаж крупнейших сетей достигал 24% в год, то сейчас он остается на уровне 13%», – поясняет начальник управления компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.

Михаил Сергеев


Поделиться в соцсетях: