Независимая газета — Российские курорты победили Турцию

03 Сентября 2018

Экономия – главный компас для отдыхающих

Число россиян, отдохнувших в Турции, выросло в этом году на 30% и перевалило за 3 млн. Однако курорты Крыма и Краснодарского края приняли в три раза больше туристов, чем Турция. Таковы предварительные итоги сезона-2018. Выбор направления для отдыха этим летом россияне чаще основывали не на списке достопримечательностей, а на цене. «Платежеспособность граждан продолжает снижаться. Они сокращают количество дней отдыха, ищут более дешевые способы добраться до курорта и меняют высокий сезон на межсезонье», – объясняют в турфирмах. А волна банкротств в отрасли еще больше снизила доверие к организованным турпоездкам.

Турпоток из России в Турцию с января по июль 2018 года вырос почти на 30% и составил 3,2 млн человек, следует из статистики Министерства культуры и туризма Турции. При этом только в июле страну посетило почти 900 тыс. человек из России, что на 12% выше показателей прошлого года. В целом же турецкие власти надеются принять 6 млн гостей из РФ в этом году. «По зарубежным направлениям: в топе пляжный отдых в Турции», – сообщает «НГ» туроператор «Интурист».

Рост спроса россиян на турецкие курорты подтверждает и статистика Пограничной службы ФСБ. Согласно их данным, по итогам первых шести месяцев 2018 года лидером выездного потока стала Турция. Туда выехало 2,3 млн россиян, что на 40% выше аналогичных показателей прошлого года. Для сравнения: за тот же период в Китай отправилось около 1 млн россиян, в Таиланд – 700 тыс., в ОАЭ – 560 тыс., в Италию – 537 тыс. и в Испанию – 428 тыс. туристов. Заметно сократился интерес россиян к Греции. По итогам шести месяцев этого года страну посетило 248 тыс. туристов из РФ, что на 21% ниже прошлогодних показателей. Всего же по итогам первого полугодия за рубеж выехало почти 20 млн россиян, что на 9% выше прошлогодних показателей.

Российские чиновники фиксируют рост спроса и на отечественные курорты в этом турсезоне. Так, по словам министра курортов и туризма Крыма Вадима Волченко, с начала года полуостров посетило около 5 млн туристов. Глава Ростуризма Олег Сафонов сообщил, что около 4,4 млн туристов посетили Крым с начала нынешнего года, что на 28% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Всего же, по прогнозам ведомства, Крым примет в этом году около 6,5 млн туристов. По мнению главы комитета «Деловой России» по туризму Елены Кривенковой, на рост потока повлияло открытие Крымского моста, соединившего полуостров с материком. «За первые же месяцы работы турпоток через мост увеличился на треть, а в конце сезона показал прирост на 30% по сравнению с прошлым годом. По официальным данным, загрузка крымских отелей и пансионатов увеличилась на 15% и составила 70% в среднем по полуострову», – отмечает она. Однако этот рост – своеобразный аванс Крыму. «Если местные работники туротрасли не повысят уровень предоставляемых услуг, то вновь столкнутся с упадком турпотока, как это было во время сезона-2017», – напоминает она. Тогда поток туристов снижался и составил по итогам 5,4 млн человек. На курорты Краснодарского края турпоток с начала 2018 года вырос на 9% и уже перевалил за 5 млн, докладывал губернатор края Вениамин Кондратьев.

В целом же поток отдыхающих на российские курорты в этом сезоне вырос на 15%, рассказывал ранее советник руководителя Ростуризма Дмитрий Горин. «В первую очередь увеличились продажи пакетных туров. Пакетных туристов стало около 8 млн, а в 2014 году их было всего около 2 млн», – рассказывал он. «Организованный туризм – не более 25% всего турпотока по России», – замечал замгендиректора туроператора «Интурист» Сергей Толчин.

Продажи туров на отечественные курорты выросли в этом году незначительно – всего на 4% по отношению к прошлому году, сообщил «НГ» гендиректор сервиса онлайн-бронирования туров Level.Travel Дмитрий Малютин. При этом в общей структуре продаж Россия за год упала со второго до четвертого места и потеряла 7 процентных пунктов. Если в 2017 году на отечественные курорты приходилось 17% всех бронирований, то теперь только 10%, рассказывают в компании. И больший объем в структуре продаж ожидаемо заняла Турция. «Люди продолжают выбирать отдых на турецких курортах, их привлекает понятный сервис: они точно знают, какие услуги и какого качества они получат за свои деньги», – поясняет Малютин.

Те, кто давно ездит за рубеж и привык к уровню сервиса, так и продолжают выбирать зарубежные направления, считает председатель отделения по развитию туристического бизнеса «Деловой России» Алексей Парфененок. Для большинства же основной показатель – бюджет поездки. По мнению эксперта, именно сумма в кошельке определяет, куда в итоге поедет россиянин: за рубеж или на отечественные курорты. «Все больше видно снижение платежеспособного спроса населения. Следствием чего становится уменьшение расходов российских туристов за счет сокращения количества дней поездки, смещения спроса с высокого сезона на межсезонье, замены проезда к морю самолетом или поездом на более дешевые варианты, а также полный отказ от поездок, если имеется возможность провести отпуск на даче», – соглашается профессор Российского экономического университета им. Плеханова Наталья Зайцева.

Подобные настроения среди россиян фиксировали и социологи. В исследовательском холдинге «Ромир» сообщали о неуклонном снижении на протяжении последних лет процента жителей РФ, которые собирались выезжать за рубеж. Так, если еще в 2014 году отпуск за границей собирались провести 37%, то в нынешнем – лишь 9%. И в качестве основной причины граждане указывали рост курса рубля к доллару и евро.

Кроме того, продолжившиеся и в этом году банкротства и финансовые проблемы туркомпаний еще больше снизили доверие россиян к турфирмам и получению гарантированной помощи государства организованным туристам. «При сравнении этого сезона с прошлогодним можно заметить продолжение нестабильности рынка. 19 туроператоров были исключены из реестра, страховые компании лишились лицензий. То есть продолжение начатой в прошлом году ситуации», – отмечает профессор РАНХиГС Галина Дехтярь. «Госрегулирование отрасли также не дает необходимого эффекта для работы рынка, чтобы эта работа была безопасной для туристов. Рынок остается нестабильным», – продолжает она, подчеркивая, что таковы основные итоги нынешнего турсезона.

Ольга Соловьева


Поделиться в соцсетях: