РБК - Россияне сократили предновогодние траты до минимума за пять лет

17 Января 2017

Сумма среднего предновогоднего чека в декабре 2016 года оказалась наименьшей за последние пять лет, даже без учета накопленной за эти годы инфляции

Россияне, чьи реальные доходы сокращаются вот уже более двух лет подряд, больше не могут тратить на предновогодние покупки столько же, сколько раньше, свидетельствуют данные исследовательского холдинга "Ромир". В декабре 2016 года сумма среднего чека покупателей российских супермаркетов составила 591 руб., что на 8,1% меньше, чем было в последнем месяце 2015 года (643 руб.). Более того, сумма среднего предновогоднего чека оказалась наименьшей за последние пять лет (2014 год 670 руб. 2013 год - 605 руб., 2012 год - 616 руб.), даже без учета накопленной за эти годы инфляции.

Негативная динамика зафиксирована экспертами "Ромир " в том числе и в Москве. По сравнению с ноябрем свои траты москвичи в преддверии Нового года-2017 увеличили всего на 4,3% (в среднем по России прирост составил 7,8%), что оказалось существенно ниже предновогодних показателей предыдущих лет. В результате средний чек в Москве приблизился к показателям января 2016 года, когда расходы традиционно сокращаются.

Особенно серьезное сокращение суммы среднего декабрьского чека было зафиксировано экспертами "Ромир" в "магазинах традиционной торговли", где она уменьшилась в годовом исчислении почти на четверть (-22,4%). В гипермаркетах спад составил 14,3%, в супермаркетах - 12,2%, в магазинах-дискаунтерах - 11,5%.

"Даже предпраздничные покупки не смогли скорректировать картину настолько, чтобы отыграть потери последних месяцев. Восстановление продолжается, но потребует больше времени", - отмечается в отчете "Ромир".

В начале 2017 года эксперты Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) сообщили о привыкании россиян "к снижению потребительских стандартов", в результате чего многие граждане не считают свое материальное положение проблемным", даже несмотря на то что не имеют возможности покупать необходимую одежду или еду.

В отчете ВШЭ отмечалось также, что, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, россияне сокращают потребление товаров и услуг (41% всех опрошенных) и переходят на более дешевые продукты питания (45%).

Евгений Калюков


Поделиться в соцсетях: