Российская газета - Нет слаще морковки

07 Декабря 2016

Россияне переключились на недорогие продукты

Средние траты россиян на дешевые продукты в этом году выросли на 40 процентов, по сравнению с прошлым, свидетельствуют данные исследовательского холдинга "Ромир" - анализ был проведен по запросу "Российской газеты". Семьи стали чаще покупать недорогой картофель, гречку, манку и меньше дорогих конфет и колбасы.

Времена непростые - приходится экономить. Но вместе с этим, как оказалось, граждане не против "оздоровить" свой рацион, предпочитая свежие и менее обработанные продукты полуфабрикатам и заморозке.

Бери меньше

Cведения о том, что купили россияне за месяц и насколько раскошелились, поставляют они сами. В исследовании, проводимом холдингом Ромир, 35 тысяч покупателей в 180 городах по всей стране ежедневно сканируют дома штрихкоды всех приобретенных товаров, данные поступают в единую базу и обрабатываются за месяц. Полученные результаты с высокой вероятностью отражают поведение населения по всей стране.

Данные за октябрь 2016 года по сравнению с октябрем 2015-го, свидетельствуют, что люди стали в целом меньше покупать товары повседневного спроса, особенно дорогие. Например, в этом году дорогую колбасу покупали только 3 процента семей, участвовавших в исследовании, а за тот же период прошлого года - более 10 процентов. Доля покупателей дорогих конфет снизилась в пять раз - с 26 до 5 процентов. Запросы стали скромнее?

Скорее умнее, отвечают эксперты. "Сейчас около 30 процентов россиян являются "рационалистами", - поясняет заместитель директора по развитию бизнеса Romir Panel Инна Афанасенко. - Они покупают товар со скидками и стараются контролировать количество продуктов. Например, если в 2013-2014 годах человек мог приобрести 10 йогуртов, а затем 3 из них выбросить из-за прошедшего срока годности, то теперь он старается купить именно те 7 йогуртов, которые сможет съесть".

Не плати больше

Другой путь - поиск доступной по цене альтернативы. В 2016 году по сравнению с прошлым годом доля средних расходов семей на приобретение дешевых продуктов питания выросла на 38 процентов. Но не стоит думать, что население переходит на некачественные продукты.

Дорогие и дешевые товары специалисты выделяют условно. Критерием служит отклонение на одну треть стоимости конкретной покупки от средней цены такого товара на рынке в ту или иную сторону. То есть, если различные яблоки в среднем стоят 80 рублей, то товар за 100 рублей и выше будет дорогим, а меньше 60 рублей - дешевым.

По давно устоявшейся традиции, экономят в России в первую очередь, переходя на картофель. "Второй хлеб" и в прошлом году приобретали 79 процентов семей, а в этом их доля повысилась до 81 процента. Но килограмм клубней можно купить за 30-40 рублей, а можно и за две сотни. Да и "брендовая" морковка, по ощущениям россиян, видимо, не слаще обычной. Потому многие семьи стали покупать те же самые продукты, но по меньшей цене, как, например, крупы.

Недорогую гречневую крупу в 2016 году приобретают 62 процента семей, а годом ранее было 59 процентов. Зато дорогую гречку теперь покупает только один процент россиян, тогда как в 2015 году таких было 7 процентов. Та же тенденция прослеживается в выборе риса, манки. Если в прошлом году дорогой рис покупали 10 процентов семей, то теперь - только 1 процент.

За год больше всего сократилась доля семей, приобретавших товары средней ценовой категории, - с 38 до 31 процента. Они перешли на дешевые товары. Тех, кто приобретал дорогие товары, стало меньше на 2 процента (19 процентов в 2016 году против 22 процентов в 2015 году).

И 2-3 килограмма диетического мяса

Экономить на выборе более дешевой крупы просто. Как, говорится, просо оно и из Африки - просо. Но что касается мяса или рыбы, тут в поисках дешевизны стоит быть осторожным, уточняют эксперты. В 2016 году по сравнению с прошлым годом снизилась доля семей, покупающих дорогие охлажденные мясные полуфабрикаты с 8 до 3 процентов. Можно было бы предполагать, что в непростых условиях ради экономии люди станут переходить, скажем, с охлажденной свинины на замороженную. Но этого не происходит, количество покупок замороженного мяса также снижается.

Зато люди стали больше покупать охлажденной птицы, рассказывает Инна Афанасенко. Особенно показателен рост продаж индейки. В 2016 году продукт стали приобретать на 34 процента больше семей, чем в 2015-м. "Это новая тенденция. Потребители обратили внимание на диетический продукт, который занимает промежуточное положение по стоимости между охлажденным мясом и курицей", - подчеркивает эксперт.

Пересматривая потребительское поведение, россияне готовы сократить, например, потребление кофе, который подорожал на 20 процентов, либо перейти на дешевые марки бытовой химии. Но экономить на здоровье и потреблять менее качественные продукты не желают.

Евгений Гайва, Алена Узбекова


Поделиться в соцсетях: