Slon.ru - Удовольствия попроще. Чем россияне в кризис заменяют шоколад?

30 Августа 2016

Ученые, диетологи и эксперты Всемирной организации здравоохранения настойчиво рекомендуют сокращать потребление сладкого – и россияне как будто следуют этим советам. Каждый четвертый житель страны (24%), согласно свежему исследованию Nielsen, заявляет о сознательном снижении доли сахара в рационе. Впрочем, это объясняется, скорее, не заботой о здоровье, а падением доходов населения.

Шоколад, в отличие от сахара, входит в минимальную потребительскую корзину, но не является «первоочередным подсластителем», поэтому исследователи традиционно относят его к лакомствам. Прямое же потребление непосредственно сахара, как отмечает Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), во время кризиса «увеличивается в связи со снижением спроса на кондитерские изделия». Средний россиянин за год съедает его в количестве 38 кг.

В прошлом году, по данным Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР), потребление шоколада и шоколадные конфет в стране сократилось на 8,4%. Ту же тенденцию подтверждает «Ромир» со своим индексом «Кофе с молоком» (включает мониторинг спроса на шоколад), фиксируя исключение разве что в предновогоднем декабре – к этому месяцу, поясняют исследователи, россияне готовы немного потратиться на простые удовольствия.

Удовольствия тем временем становятся все проще:

Отказываясь от резко подорожавшего шоколада и кондитерских изделий на его основе (цена какао-бобов на Лондонской бирже в прошлом году выросла почти на 10%, а в этом – достигла максимума за 40 лет), россияне все чаще выбирают что-то более доступное – в частности, семечки (благо мировой рынок семечек подсолнечника и тыквы куда стабильнее). Их продажи в России в прошлом году выросли почти на 12%, подсчитали в Nielsen. Вряд ли это объясняется изменением вкусовых предпочтений, просто россияне все реже могу позволить себе походы в кафе, предпочитая домашний просмотр телевизора – с семечками и прочими недорогими снэками.

Потребительские настроения прошлого года характеры и для нынешнего. По итогам первого квартала, согласно «Потребительскому индексу Иванова» от Sberbank CIB, доля россиян, перешедших на потребление более дешевых продуктов, составила 60%. В свою очередь, индекс простых удовольствий «Кофе с молоком» снижается уже четыре месяца подряд, отмечает «Ромир» в своем июльском замере. Иными словами, удовольствий, даже простых, становится все меньше.

Евгений Карасюк


Поделиться в соцсетях: