Ведомости. Как потратить - Красиво жить не запретишь

03 Октября 2016

Кризис — время экономить с шиком. Судя по всему, именно так считают те, кто решил сейчас заняться ремонтом или обновлением интерьера

Толпа хорошо одетых людей у дверей дизайн-завода “Флакон” через огромные стеклянные окна напряженно наблюдает за расставленными внутри стульями и столиками. Как только двери распахиваются, ожидающие бегом бросаются в помещение бывшего стеклодувного цеха, стараясь, как в детской игре, побыстрее сесть на понравившееся кресло или диван, а предметы интерьера помельче подхватить на руки.

Так прошла в конце августа очередная распродажа мебели из закрывшихся ресторанов, устроенная проектом FChairs. Это сокращение, за которым скрывается не совсем приличное словосочетание, придумали полтора года назад два ресторанных критика — Катя Калинина и Ольга Овчарова, решившие помочь друзьям-рестораторам извлечь максимальную выгоду из закрывающихся объектов. “Сколько же вас было в этот раз? 500, 700, 1000?” — спрашивали после распродажи на “Флаконе” представители проекта. Корреспонденту “Ведомостей”, присутствовавшему на распродаже, правильной кажется последняя цифра. Соблазн купить дизайнерский предмет за 30-40% его реальной цены велик. Например, на одной из предыдущих распродаж готовящийся к закрытию ресторан “Гюго” освободили от предметов интерьера буквально за 30 минут.

За последние 2-3 года капитальный ремонт жилья провели только 10% респондентов

Эксперты объясняют: ресторанная “комиссионка” попала в антикризисный тренд: все хотят потратить поменьше денег, но купить качественную вещь. Вдобавок при этом покупатель попадает в закрытый клуб — что многим особенно приятно: приглашение на распродажи можно получить только личным сообщением. Помимо прочего, вещи с историей сейчас особенно хорошо вписываются в модный интерьер.

Если говорить о мировых тенденциях, то сегодня правит бал стиль mid сentury, или “середина века”, рассказывает Дарья Харитонова, дизайнер, доцент кафедры художественного планирования интерьеров академии им. Строганова.

“Стилистика 50-60-х годов нашла свое отражение в нашем времени, сохранив форму и смягчив принты. На последней выставке в Милане new retro предстало в сложных цветах, в многоцветных комбинациях пыльной розы и пыльной бирюзы, — рассказывает Харитонова. — Как ни удивительно, но тенденция эта завоевывает и наши сердца, хотя еще недавно все твердили, что подобная стилистика минует Россию: уж больно она ассоциируется с "бабушкиным стилем", у многих еще сохранился подлинный винтаж того времени”.

Впрочем, семейные запасы и сделали mid century таким популярным, признает дизайнер: реставрируя старую мебель, можно без особых затрат получить актуальные вещи.

В целом рынок товаров для дома и ремонта переживает не лучшие времена. По итогам 2015 года из-за снижения расходов потребителей оборот таких товаров снизился впервые за последние шесть лет, подсчитала исследовательская компания Infoline. Последний раз до этого рынок падал в кризисном 2009 году. Тогда спад было сильным — на 12,52%, до 727 млрдрублей, но коротким: уже в 2010 году рост возобновился. Теперь же аналитики и ритейлеры готовятся к затяжной стагнации. За прошлый год продажи упали в денежном выражении на 5% до 1,46 трлн рублей, а по 2016 году падение составит не менее 7%, подсчитали аналитики Infoline.

Но это не значит, что россияне забыли о ремонте, просто они теперь вовсю на нем экономят. В трудные кризисные времена потребители должны, как они это и декларировали ранее, максимально сократить различные расходы, которые могут подождать до лучших времен, в том числе затраты на обновление жилья. Однако, как показывают опросы исследовательской компании “Ромир”, отказавшись от покупки нового жилья, россияне продолжают активно ремонтировать уже имеющееся. В начале года 12% россиян признались, что в течение последнего полугодия совершали крупные покупки, связанные с ремонтом квартир, дач, коттеджей. И еще каждый десятый респондент летнего опроса городского населения заявил о подобных планах на текущий год, сообщает “Ромир”.

Правда, из тех, кто занимался ремонтом, треть ограничилась “косметикой”. Самым популярным видом ремонта является замена обоев и замена сантехники (46%). Капитальный ремонт своего жилья за поздние два-три года провели только 10% респондентов.

Люди сейчас меньше вкладывают в капитальный ремонт, ограничиваясь небольшим обновлением, соглашается представитель сети гипермаркетов товаров для дома и ремонта OBI, пожелавший остаться неизвестным. “Мы видим смещение спроса в сторону декоративно-отделочных материалов, товаров для легкого ремонта и декора. Из-за уменьшения количества сдаваемого и приобретаемого жилья, снижения затрат на капитальный ремонт потребление товаров технических категорий снижается”, — объясняет эксперт.

Летом в OBI особенно сильно — даже по сравнению с предыдущими сезонными всплесками — вырос спрос на товары для дома и сада. “Мы считаем, это вызвано тем, что многие не могут из-за роста курсов валют позволить себе путешествия, какие-то затратные поездки. У людей появилось свободное время, которое можно провести с семьей, нужно где-то проводить свой отпуск и отдыхать. Многие вернулись к своим дачам, которые и заменили поездки на курорты”, — делится мнением представитель сети.

Результаты опроса “Ромир” также показали, что растет популярность гипермаркетов товаров для дома и ремонта. Две трети респондентов (67%) ответили, что покупали отделочные материалы именно в таких магазинах. Не теряют своей актуальности и строительные рынки — на них респонденты делали строительные покупки в каждом четвертом случае (23%), так же как и в небольших магазинчиках стройматериалов (22%).

Экономят на ремонте и те, у кого нашлись деньги на покупку новой квартиры. На первичном московском рынке жилья увеличивается спрос на квартиры с отделкой — причем не только в массовом сегменте. По данным службы консалтинга и исследований рынка компании Welhome, летом на первичном рынке элитной недвижимости с отделкой продается 3,8% от общего количества лотов, в премиальном сегменте — уже 7,5% от общего количества.

Причем в нескольких дорогих жилых комплексах квартиры продают с полной отделкой, включающей бытовую технику. Такое жилье освобождает от необходимости проведения ремонта и позволяет сэкономить до 20% от его потенциальной стоимости, объясняет руководитель отдела девелопмента компании Millhouse Игорь Пятибратов.

О желании купить квартиру с ремонтом от застройщика заявляют до 70% потенциальных покупателей новостроек в Подмосковье, подсчитали эксперты компании “Метриум групп”. “Многие покупатели до сих пор уверены, что ремонт собственными силами позволит им сэкономить средства, — отмечает управляющий партнер "Метриум Групп" Мария Литинецкая. — Но факты свидетельствуют о том, что в большинстве случаев отделка от застройщика обходится в 1,5-2 раза дешевле. Это связано с тем, что доля затрат на ремонтные работы при подготовке квартиры под ключ составляет не более 40%. Основные расходы — это строительные и отделочные материалы, на долю которых приходится 20% и 40% соответственно. За счет большого объема закупок девелоперы имеют возможность приобретать материалы с большим дисконтом, размер которого доходит до 45%”.

Как ни странно, начало кризиса вообще пошло на пользу индустрии дизайна интерьеров: те ремонты и строительные работы, что раньше люди откладывали на потом, до лучших времен, было решено сделать, замечает Харитонова. Удивительно, но в кризис потребители стараются покупать настолько дорогие материалы, насколько смогут, делится она наблюдениями.

“Если раньше ремонт делали лет на 7-10, то сейчас основным лейтмотивом при выборе материалов является мантра "мы не будем их часто менять". Или как говорят: "мы недостаточно богаты, чтобы покупать дешевые вещи". За профессиональной помощью дизайнера стали обращаться люди со средним достатком, которые раньше предпочитали делать все своими силами, теперь же желают сделать ремонт один раз и хорошо”, — рассказывает дизайнер. Ограниченность в средствах удивительным образом положительно сказывается на вкусах, продолжает она. “Если раньше были силы на сомнительные эксперименты с интерьером, такие как изобилие отделочных материалов на квадратный метр, барочные формы и сложные потолки, то теперь необходимость рассчитывать более строго свой бюджет ввела моду на скандинавские интерьеры, лофт и contemporary в его как классических, так и минималистических проявлениях в разных слоях общества”, — рассуждает Харитонова.

Она признает, что рынок интерьерных услуг, безусловно, пережил потрясение, связанное с ростом курса: так, если итальянская мебель и раньше не всем была по карману, то теперь круг потенциальных покупателей еще сократился. Но говорить о полном импортозамещении пока не приходится, уверена дизайнер.

Шок от кризиса дал благодатную почву и для роста российских производителей. За последние два года произошло удивительное явление: класс потребителей, следящих за мировыми тенденциями, наконец смог получить актуального производителя внутри страны с более чем конкурентоспособными ценами и вполне достойным качеством, говорит Харитонова. В примерона приводит фабрику мебели The Idea, которая производит интересную мебель в духе new retro. Российские мебельные и интерьерные производства смогли даже выйти на международные рынки. Например, на престижной январской выставке Maison & Objet в Париже выставлялись российский производитель дизайнерской корпусной мебели Mrs. Ruby и коллекция обоев дизайнера Анны Муравиной. На слуху имена отечественных мебельных дизайнеров, делающих не реплики известных фабрик, а оригинальные коллекции, например Алексея Тискина или Дмитрия Логинова.

Проснулся интерес к традиционным российским ремеслам, продолжает Харитонова: например, Диана Балашова, регулярно попадающая в топ-10 лучших российских декораторов, написала в своем блоге, что будет работать для фарфорового производства в Гжели.

У российских производителей большой потенциал на всех сегментах рынка, подтверждают опросы “Ромира”: более двух третей опрошенных отмечают, что готовы использовать материалы отечественного производства при хорошем соотношении цены и качества.

“Люди пытаются экономить, но экономия эта, к счастью, приобрела разумные границы. Так, базу стремятся сделать долговечной, вкладываясь в черновые и финишные отделочные материалы. Выросло время, затрачиваемое на завершение ремонта, не стремятся сделать все одним рывком. Нельзя сказать, что кризис затормозил развитие рынка, скорее он качественно изменил его, сместив приоритеты. И во многом к лучшему”, — заключает Харитонова.

Цифры и факты

Что в России чаще всего имеют в виду, когда говорят, что хотят сделать дом или квартиру лучше? Как выяснила исследовательская компания GfK, опросив 27 000 онлайн-пользователей в 22 странах мира, у нас приоритеты такие: во-первых, поменять дизайн жилого помещения, во-вторых, улучшить планировку, в-третьих, приобрести новую мебель.

Россияне и турки также больше всех мечтают о новой мебели: в этом призналось соответственно 54% и 49% респондентов.

Первые россияне и по желанию обновить домашнюю технику: доля мечтающих об этом российских пользователей составила 45%. На втором месте с заметным отставанием китайцы: там о новых бытовых приборах и аппаратуре грезит 40% респондентов.

По доле желающих расширить жилплощадь Россия делит второе-третье место с Аргентиной, уступая только Гонконгу.

Гонконг также возглавляет рейтинг стран, где оказалось больше всего желающих организовать пространство в жилище и оптимизировать места для хранения. Россиян этот аспект мало интересует. Как и повышение уровня чистоты в жилых помещениях, о котором больше всего мечтают в Южной Корее, Гонконге и Китае.

Впрочем, есть страны, где вообще не любят ремонты как таковые. Нидерланды, Япония, Германия, Франция и Бельгия возглавили список стран с наибольшим количеством онлайн-респондентов, довольных своим жильем и не желающих ничего менять ни по одному из аспектов, изученных в ходе исследования GfK.

Елена Виноградова


Поделиться в соцсетях: