Закрыть окно

Research Rethink React

Исследовательский холдинг Ромир

Эксклюзивный
представитель в России и СНГ


Дефлятор: тройная экономия

Исследования

Дефлятор: тройная экономия

Опубликовано: 20.03.2018

Хотите получать электронную рассылку?

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя.  Уже по традиции после январского скачка показателя дефлятора в феврале россияне прилагают все усилия для экономии. И в текущем году им это опять с успехом удалось при показателе дефлятора в -0,5%. Таким образом, по сравнению со значением официальной инфляции в 0,2% за месяц  личная инфляция россиян, выраженная дефлятором, оказалась более чем втрое ниже. Однако накопленное за два месяца года значение дефлятора по-прежнему вдвое превосходит аналогичный показатель инфляции. В резком снижении дефлятора в феврале после январского скачка по традиции становится экономия на привычных товарах. Вот и в этом году россияне платили за товары на -1,3% меньше, чем месяцем ранее.

Официальный индекс инфляции, предоставляемый Росстатом, является не столько статистическим, сколько экономико-политическим показателем. Это было доказано, в том числе, нобелевским лауреатом Кристофером Симсом. Разработанная им методика «векторной авторегрессии» доказывает влияние временных изменений в политике на макроэкономику, т.е. фактически вскрывает зависимость между изменением процентных ставок центральных банков и уровнем инфляции. Таким образом, официальные показатели инфляции можно считать объективными с некоторыми ограничениями.

В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин.

*(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).

 

Уже по традиции после скачка показателя дефлятора в январе в связи с выросшими в новом году ценами в феврале россияне прилагают все усилия для того, чтобы сэкономить и, тем самым, вернуть свои ежедневные траты в привычное русло. Так, напомним, в феврале 2016 года, например, им это удалось при показателе дефлятора в -0,3%. В прошлом году февральский дефлятор оказался на отметке в  -0,2%. В этом же году плоды экономии оказались еще ощутимее, и дефлятор опустился до отметки в -0,5% (см. Диаграмму 1). Таким образом, по сравнению со значением официальной инфляции в 0,2% за месяц  личная инфляция россиян, выраженная дефлятором, оказалась более чем втрое ниже.

Диаграмма 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Февраль 2017 – февраль 2018.

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

Тем не менее, скачок дефлятора в январе и его пятикратное превышение показателя инфляции оказали ощутимое влияние на общий показатель личной инфляции россиян. За два месяца года она составила 1,1%, что вдвое превышает накопленное значение инфляции в 0,5% (см. Диаграмму 2).

Диаграмма 2. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам. Данные с учетом февраля 2018.

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

Февральский отскок дефлятора в минусовую зону уже который год подряд имеет идентичные причины. В январе происходит рост цен на повседневные товары, что гонит дефлятор вверх. В феврале же россияне стараются сэкономить, покупая привычные товары по сниженным в промо ценам или переходя на более дешевые аналоги. И, как мы видим, им это удается.

Текущий год не стал исключением. Напомним, что в январе было отмечено подорожание продуктов, особенно плодоовощной продукции. В январе относительно предыдущего месяца также подорожали лекарства, алкоголь и сигареты. Зато в феврале нашим соотечественникам удалось платить меньше на -1,3% за привычные товары (см. Диаграмму 3).

Диаграмма 3. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Февраль 2017 – февраль 2018.

Источник: Ромир, Romir Scan Panel

Смогут ли россияне удержать личную инфляцию в минусовой зоне и в марте, как это произошло в прошлом году, или же им придется опять раскошелиться, как это было два года назад, покажут дальнейшие наблюдения. Очевидно только то, что накопленная с начала года личная инфляция будет оставаться в ближайшие месяцы выше официальной.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 500 домохозяйств в 190 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования