Закрыть окно

Research Rethink React

Исследовательский холдинг Ромир

Эксклюзивный
представитель в России и СНГ


«Бодрый» февраль

Исследования

«Бодрый» февраль

Опубликовано: 13.03.2011

Хотите получать электронную рассылку?

Расходы на продукты питания и товары повседневного спроса в феврале 2011-го года выросли на 17% по сравнению с февралем 2010-го года.

Начало 2011-го года на российском потребительском рынке оказалось весьма бодрым. Первые доступные индикаторы свидетельствуют о довольно высоком уровне потребительской активности. В лидерах роста неожиданно оказались продажи легковых автомобилей. Отдельные производители и дилеры рапортуют о двух и даже трехкратном росте продаж. А в целом по рынку рост составил почти 80% в натуральном выражении к соответствующему периоду предыдущего года. Но здесь сказался эффект «низкой базы». В начале прошлого 2010-го года продажи легковых автомобилей в России были низкими и еще продолжали сокращаться. А разворот рынка к росту произошел только в апреле. А вот на рынке товаров повседневного спроса и продуктов питания в начале прошлого года уже фиксировался рост. Да, и общий уровень продаж был достаточно высок. Тем более показательным является рост января-февраля текущего года.

По данным исследовательского холдинга Romir, полученным на основе исследовательской платформы SCIF, номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в январе-феврале 2011-го года оказались на 11 и 17% выше, чем в январе и феврале 2010-го года. И если в январе, с поправкой на инфляцию (10-12% годовых) можно было говорить лишь о сохранении уровня потребления предыдущего года, то показатели февраля, даже после инфляционной коррекции указывают на возобновление роста потребления и на этих рынках. Конечно, этот рост существенно уступает показателям 2009-го и 2010-го годов, когда расходы на повседневные покупки росли на 25-30% в номинальном выражении, а с поправкой на инфляцию – на 10-15% в годовом выражении. Теперь реальный рост повседневного потребления составляет не более 3-5% (год к году). Но, все же это - рост, а не стагнация, наблюдавшаяся летом и осенью 2010-го года.

В большей степени нарастили свое повседневное потребление за последние 12 месяцев более обеспеченные россияне – «средний + ». Рост номинальных расходов в этой группе превысил 20%, существенно обогнав инфляцию. А вот у менее обеспеченных россиян – группы: «средний - » и «низкий доход» повседневное потребление номинально возросло менее чем на 15%, т.е. едва лишь на уровень инфляции. По видимому, здесь сказалось возобновление в 2010-м году роста дифференциации по уровню располагаемых денежных доходов, приостановившееся было в 2009-м году.

Наибольший рост повседневных расходов в феврале 2011-го года (по сравнению с февралем 2010-го) был зафиксирован в городах с населением в 1-1,4 миллиона человек. Там номинальный рост превысил 20%. Наименьший (всего 10-12%) – в городах с населением менее миллиона жителей. В Москве рост повседневных расходов был как раз на среднем по всем городам уровне – 17%.

График 1. Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса
100% = январь 2008-го года.



Источник: Исследовательская платформа SCIF “Ромир”

Размер среднего чека в феврале 2011-го года оказался таким же, как и в январе 2011-го. А по сравнению с февралем 2010-го года он вырос всего на 2%. Можно констатировать, что вот уже на протяжении 13 месяцев размер среднего чека не меняется значимым образом. Исключениями за весь этот период стали только июль (резкий провал из-за экстремальной жары) и декабрь 2010-го года (традиционный сезонный всплеск). В Москве размер среднего чека немного вырос по сравнению с показателями прошлого года. А в остальных городах он даже немного уменьшился. Стабильный размер среднего чека при росте номинального размера расходов говорит нам о том, что тенденция более частого совершения повседневных покупок в торговых точках различного формата, проявившаяся еще в конце 2008-го – начале 2009-го года сохраняется и по сей день. Т.е. в отношении повседневных покупок россияне проявляют довольно рациональный и экономный (в отношении денег, а не времени) подход.
Доля расходов на продукты питания в общем объеме расходов на повседневные товары (без учета услуг и крупных покупок) в феврале 2011-го как и в предыдущие четыре месяца оставалась на уровне 72-74%. Изменить эту пропорцию пока удается только сезону подготовки к началу нового учебного года, когда доля продовольственных товаров падает до 61-63%, а непродовольственных (в повседневной корзине) – возрастает до 37-39%.

График 2. Динамика среднего чека



Источник: Исследовательская платформа SCIF “Ромир”

*Ромир – индекс покупательской активности– инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе исследовательской платформы SCIF (Shopper-Centric Information Flow)**, который отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов.
Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 500 000 жителей и более.

** Исследовательская платформа SCIF (Shopper-Centric Information Flow) основана на данных панели домашнего потребления 3000 домохозяйств (8520 индивидуальных потребителей), репрезентирующей покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 500 тысяч человек. В Москве панель представлена 1000 домохозяйств (2800 индивидуальных потребителей). Участники панели сканируют штрих - коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных SCIF.
Данные платформы SCIF детально показывают, какие товары, где, когда, по какой цене, кем и для кого покупаются. SCIF предоставляет подробную информацию о покупках, покупателях (тех, кто принимал решение о покупке), потребителях (для кого был куплен тот или иной товар), а также торговых точках (типе, статусе, расположении, виде обслуживания и пр.)

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования