24 000 рублей

2018-06-26

Составил в мае объем «свободных денег» в среднестатистическом российском домохозяйстве

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета Индекса свободных денег (ИСД) – показателя, демонстрирующего динамику возможности домохозяйств потреблять товары и услуги сверх необходимых потребностей. В минувшем мае объем свободных денег в среднестатическом российском домохозяйстве достиг размера в 24 тыс. руб. Среднегодовое же значение Индекса свободных денег, таким образом, по итогам пяти месяцев составило 21,9 тыс. руб. Небольшое снижение ИСД в мае, вероятно, объясняется длинными праздниками и выходными, в течение которых россиянам приходилось тратить больше на первоочередные расходы. Более того, личная инфляция россиян в мае резко пошла вверх в связи с ощутимым ростом цен на бензин. И это также не могло не сказаться на объемах свободных денег, которыми располагали российские семьи в последнем весеннем месяце.

«Свободные деньги» домохозяйств в контексте данного исследования – это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки необходимых продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг. Это именно те средства, которые домохозяйство может израсходовать на отдых, развлечения, дополнительное образование, ремонт или отложить для крупной покупки (квартира, дача, автомобиль и т.п.).

Индекс свободных денег рассчитываются как разница между доходами домохозяйства и затратами на необходимые товары и услуги. Средние доходы домохозяйств определяют на основе собственных расчетов Ромир и Росстата. А затраты на необходимые товары и услуги рассчитывается на основе данных панельного исследования Romir Scan Panel*.

Доходы домохозяйства складываются из регулярных и разовых денежных поступлений, получаемых всеми членами домохозяйств (семей) из различных источников:

  • заработная плата с различными начислениями и доплатами;
  • пенсии, пособия, стипендии, страховые и социальные выплаты;
  • доходы от предпринимательской деятельности;
  • доходы от операций с личным имуществом;
  • другие виды доходов.

Для расчета индекса свободных денег все затраты домохозяйств были разделены на две группы по степени важности для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств: необходимые (первоочередные) и желательные (вторичные). Основным фактором при распределении затрат по данному признаку является степень свободы домохозяйства в распределении расходов на удовлетворение тех или иных нужд и потребностей. В случае с необходимыми (первоочередными) затратами у домохозяйств свобода выбора отсутствует, поскольку данный вид расходов необходим для обеспечения элементарной жизнедеятельности домохозяйства.

К необходимым (первоочередным) относятся затраты на следующие виды товаров и услуг:

  • продукты питания;
  • непродовольственные товары повседневного спроса;
  • жилищно-коммунальные услуги;
  • бытовые услуги;
  • медицинские услуги;
  • услуги пассажирского транспорта;
  • услуги связи;
  • обязательные платежи.

Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примера желательных (вторичных) можно привести затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, другие виды товаров и услуг.

Согласно расчетам на основе данных Romir Scan Panel о первоочередных затратах российских домохозяйств и при сравнении их со средними доходами, в минувшем мае объем свободных денег в среднестатическом российском домохозяйстве достиг размера в 24 тыс. руб. (см. Гистограмму 1). Среднегодовое же значение Индекса свободных денег, таким образом, по итогам пяти месяцев составило 21,9 тыс. руб. (см. Гистограмму 2).

Гистограмма 1. «Свободные деньги» домохозяйств в 2015-2018 гг.. (Россия, 100 тыс.+). Ежемесячное значение, тыс. руб. *За период апрель-май 2018 года использованы собственные расчеты Ромир.

Источник: Romir Scan Panel

Гистограмма 2. «Свободные деньги» домохозяйств (Россия, города 100 тыс.+). Среднегодовое значение, тыс. руб. *Значение «свободных денег» за 2018 год рассчитано на основе данных за январь-май 2018 года.

Источник: Romir Scan Panel

Не смотря на то, что майский объем свободных денег немного (-4,4%) снизился по сравнению с апрельским показателем, все равно значения индекса в текущем году остаются на существенно более высоких позициях, чем в предыдущие годы. В частности нынешний показатель ИСД на 14,8% превосходит значение мая прошлого года, а за три года рост объемов свободных денег составил более 47%.

Небольшое снижение ИСД в мае, вероятно, объясняется длинными праздниками и выходными, в течение которых россиянам приходилось тратить больше на первоочередные расходы. Более того, личная инфляция, выраженная через Дефлятор, в мае резко пошла вверх в связи с ощутимым ростом цен на бензин. И это также не могло не сказаться на объемах свободных денег, которыми располагали российские семьи в последнем весеннем месяце.

Во всех типах городов объем свободных денег в семьях снизился по итогам мая. Причем чем меньше размер городов, тем ощутимее оказались сокращения. Так, в миллионниках значение ИСД в последнем весеннем  месяце потеряло всего 2,5% или 800 руб. по сравнению с апрелем и составило, таким образом, 31,4 тыс. руб. В полумиллионниках майский объем свободных денег вышел на отметку в 26,4 тыс. руб., что на 4,7% или 1300 руб. меньше, чем месяцем ранее. И на 1500 руб. – до 15,5 тыс. руб. - сократился объем свободных денег, которым располагали в мае семьи, проживающие в городах с населением от 100 до 500 тыс. чел. Таким образом, потери ИСД за месяц составили 8,8% (см. Гистограмму 3).

Гистограмма 3. «Свободные деньги» домохозяйств в различных типах российских городов за последние 12 месяцев. Среднемесячное значение, тыс. руб. *За период апрель-май 2018 года использованы собственные расчеты Ромир.

Источник: Romir Scan Panel

Среднегодовое значение ИСД, напомним, в текущем году находится на более высоких позициях, чем в предыдущие годы. Но не столь важен абсолютный показатель индекса, сколько покупательская способность имеющихся у населения свободных денег. Например, если ее рассматривать через призму  возможности покупки на все свободные средства кофе Jacobs Monarch (банка весом 950 гр.), то свободные деньги текущего года опять же оказываются наиболее покупкоемкими по сравнению с предыдущими годами наблюдений  (см. Гистограмму 4).

В текущем году на все свободные деньги можно приобрести  123 банки кофе, тогда как в прошлом году при втором по величине показателе ИСД покупательская способность свободных денег равнялась 98 банкам кофе. Стоит отметить, что на данном примере столь ощутимый рост покупательской способности свободных денег связан не столько с ростом их объема, сколько со снижением цен на кофе.

Гистограмма 4. Покупательская способность свободных денег домохозяйств (Россия, 100 тыс. +) в расчете на среднюю цену банки кофе Jacobs Monarch (950 гр). *Рассчитано на основе данных за январь-май 2018 года.

Источник: Romir Scan Panel

Отметим также, что боле ста банок кофе, а точнее 107, на все свободные деньги можно было приобрести в 2014 году, когда в среднем в российских семьях ежемесячно оставалось на прочие расходы 17 тыс. руб. в месяц. Однако привлекает внимание и другое соотношение. В 2008 году объем свободных денег находился на одной из самых низких отметок за годы наблюдений - 10,3 тыс. руб. в месяц, но покупательская способность этих средств, выраженная в кофе, составляла 84 штуки. Те же 84 банки кофе Jacobs Monarch можно было приобрести в 2016 году, но уже на 16,2 тыс. руб. свободных денег.

 

Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 500 домохозяйств в 220 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает более 50 государств.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81
Моб.: +7 (926) 519 66 13
pressa@romir.ru