Закрыть окно

На чем экономить будем?

Исследования

На чем экономить будем?

Опубликовано: 13.12.2011

Хотите получать электронную рассылку?

В ближайшие полгода россияне решили сократить расходы на ремонт, развлечения и одежду.

В ноябре 2011 года исследовательский Холдинг Ромир в ходе проведения очередного всероссийского опроса поинтересовался у респондентов, какие крупные расходы были совершены в из семьях за последние 6 месяцев и какие планируются на следующие 6 месяцев.

По итогам исследования, россияне высказали намерение сократить расходы на крупные покупки. В частности, доля семей, планирующих совершить крупные расходы, на 15-45% меньше доли семей, совершавших такие расходы в прошедшие полгода. А доля семей, не планирующих крупные расходы, превысила долю не совершавших крупных расходов за последние полгода почти на 40% (29 и 22%, соответственно). По мнению экспертов, в первую очередь россияне решили сэкономить на ремонте, развлечениях и покупке одежды.

Диаграмма 1. Какие крупные расходы были совершены Вашей семьей в прошедшие 6 месяцев и какие возможно будут совершены в ближайшие 6 месяцев?


Источник: Ромир Gallup International, ноябрь 2011

Полученные данные не стоит оценивать как прямой прогноз на тотальное снижение объемов продаж потребительских товаров и услуг. Информация о намерениях всегда более субъективна, чем о свершившемся факте покупки. Результаты опроса скорее можно воспринимать как оценку текущих настроений россиян, их восприятия экономических перспектив.

Кроме того, снижение ожидаемых расходов на тех рынках, которые действительно относятся к рынкам товаров и услуг тщательного предварительного выбора (а это рынки автомобилей, мебели и платных образовательных услуг) - незначительное.

В частности, на образовательном рынке оно может быть объяснено сезонным фактором: 60-65% ежегодных платежей за образовательные услуги приходится именно на лето-осень, а на зиму-весну – только 35-40%. Так что снижение доли семей, имевших крупные расходы за последние 6 месяцев с 12% до 10% предполагающих, что такие расходы предстоят в следующие 6 месяцев - это еще нельзя назвать падением.

Снижение доли семей, имевших (и планирующих) крупные расходы, связанные с туризмом и отдыхом с 19% до 13% также полностью объясняется сезонным фактором. На лето и осень приходится 65-70% от общего годового объема туристических поездок и расходов. И эти расходы уже были сделаны на момент проведения исследования.

Отдельная тема – медицина. Крупные расходы, связанные с оплатой медицинских услуг летом и осенью 2011 года имела каждая четвертая семья (25%). Этот показатель никак не связан с семейным положением, социальным статусом и даже доходом респондента. Единственный влияющий фактор – возраст. В семьях респондентов моложе 35 лет с такими расходами столкнулась каждое шестое домохозяйство, в семьях тех, кто старше 60 лет – каждое третье. По понятным причинам крупные расходы на медицину, кроме случаев, когда речь идет о хронических тяжелых проблемах со здоровьем, не относятся к числу планируемых заранее. Поэтому снижение доли тех семей, которые полагают, что и в следующие 6 месяцев у них будут крупные расходы, связанные с оплатой медицинских услуг до 15% свидетельствуют скорее о довольно оптимистичных настроениях. Понятно, что никто от проблем со здоровьем никто не застрахован, но все же надеяться на лучшее – это в природе человека.

Похожая ситуация и с ремонтом автомобилей, включая покупку комплектующих, «прокачку» и др. расходы. За прошедшие полгода с такими расходами столкнулось 11% всех семей или каждая четвертая семья, имеющая автомобиль. В ближайшие полгода подобные расходы предвидят только 6% участников опроса - менее 15% автовладельцев. Понятно, что ремонт автомобиля (о «прокачке» мы здесь не говорим) не может относиться к числу заранее планируемых расходов. Событие, которое к нему приводит - это непредвиденная случайность, причем - весьма неприятная. Так что снижение доли планирующих ремонт автомобиля в два раза – это тоже аргумент в пользу оптимизма.

Мобильный телефон уже давно стал импульсивной, незапланированной покупкой, связанной с тем, что старый физически вышел из строя или устарел морально. Речь идет, конечно, о массовом сегменте рынка телефонов по цене в 2-5 тысяч рублей, на долю которого приходится 80% продаж в натуральном выражении. Так что снижения до 4% доли планирующих, против 11% совершивших такую покупку в предыдущие полгода, в реальности опасаться не стоит.

А вот снижение доли тех, кто планирует расходы, связанные с ремонтом, заменой сантехники, окон, дверей, установкой кондиционеров и т.п. работами с 19% до 11% лишь отчасти можно объяснить влиянием фактора сезонности. Похоже, что на этой статье россияне действительно решили пока сэкономить. Интересно, что самый низкий показатель планирующих расходы, связанные с ремонтом, в самых крупных городах-миллионниках – всего 6%.

И, конечно, никакими сезонными факторами нельзя объяснить снижение почти в два раза – с 14% до 8% доли тех, кто предвидит крупные расходы, связанные с развлечениями, хобби, занятием спортом. В преддверии Нового года и Рождества, 14 и 23 февраля, 8 марта; увеличением времени, проводимого в крытых помещениях, можно было бы ожидать, что такие расходы как раз возрастут. Очевидно, что статья семейного бюджета под названием «развлечения» действительно может попасть под урезание одной из первых и быстрее всего.

Снижение доли тех, кто планирует крупные расходы, связанные с покупкой одежды и обуви с 44 до 35% можно частично объяснить тем, что покупки зимней одежды и обуви уже были совершены осенью. Кроме того, одежда и обувь лишь отчасти относится к товарам предварительного выбора, а отчасти является импульсивной покупкой. Но, в контексте крупных расходов, мы говорим все же о запланированных заранее приобретениях. Кстати, снижение доли планирующих покупать дорогую одежду касается только мало и средне обеспеченных групп потребителей. Среди хорошо обеспеченных респондентов как совершали расходы по этой статье в предыдущие 6 месяцев 46% опрошенных, так и собираются совершать покупки в следующие 6 месяцев 48%.

Игорь Березин, ведущий консультант Холдинга Ромир:

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что этап восстановительного роста, имевший место на рынках товаров длительного пользования и «необязательных» услуг (ремонт, туризм, развлечения) с весны 2010 по осень 2011 года, скорее всего, подходит к концу. Если настроения потребителей резко не переменятся на позитивные, то эти рынки ожидает замедление темпов роста до нескольких процентов в годовом выражении. А в худшем варианте – до нуля и ниже (сокращение).

Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек, проживающих во всех федеральных округах в городах различного размера и в сельской местности, в возрасте от 18 до 60 лет и старше.

Ромир – крупнейший независимый российский холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. По данным российской Гильдии маркетологов, признан лучшей исследовательской компанией в России. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Благодаря обширному опыту и уникальной региональной сети, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах, Ромир гарантирует высокое качество собранных данных.

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования