Закрыть окно

Растянули праздник

Исследования

Растянули праздник

Опубликовано: 14.02.2012

Хотите получать электронную рассылку?

Январские расходы россиян снизились не так сильно, как обычно - лишь на 12% 

По данным исследовательского Холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств*, расходы россиян** на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в январе 2012 снизились по сравнению с декабрем 2011 лишь на 12%. Это самый небольшой перепад между январскими и декабрьскими расходами за все 5 лет наблюдений. Так, уровень расходов в январе 2011 оказался ниже декабря 2010 на 20%, в январе 2010 ниже предыдущего декабря - на 16%.

Потребительское поведение россиян в эти новогодние праздники не совсем вписывалось в стереотипы предыдущих лет, отмечают эксперты Ромир. Обычно повседневные расходы потребителей экстремально возрастали уже на второй-третьей неделе декабря - к празднику россияне начинали готовиться заранее. В январе же, сразу после окончания рождественских каникул, следовало резкое падение расходов.

Однако в декабре 2011 россияне отложили новогодние закупки на последний момент. Пик новогодних продаж пришелся в результате только на четвертую неделю декабря, непосредственно перед Новым годом, и рост потребительских расходов оказался весьма скромным (всего 7% по сравнению с декабрем 2010, обычно 20-25%). В качестве компенсации за «замедленный» пик декабря, январское снижение потребительских расходов по сравнению с декабрем оказалось гораздо более плавным, чем обычно. Похоже, россияне в этом году растянули праздник, за счет более осторожного и равномерного расходования своего бюджета.

В результате, по сравнению с январем 2011, январь 2012 показал неплохой годовой рост – 16%. Особенно учитывая, что в последние месяцы потребительский рынок не радовал высокими темпами роста (см. Тихий новогодний пик, Ноябрьское торможение). Номинальное увеличение потребительских расходов как минимум в два раза превысило инфляцию потребительского рынка, которая за последние 12 месяцев оценивается в 6-8% годовых.

Означает ли это перелом пессимистических потребительских настроений, зафиксированных осенью 2011 года, к более оптимистичному тренду? В середине января исследовательский холдинг Ромир зафиксировал перелом к лучшему в настроениях городских жителей. Почти 70% участников опроса заявили тогда, что ждут роста доходов своих семей в первом полугодии 2012 года. С другой стороны, высокие показатели января могут объясняться эффектом «низкой базы» декабря. Вывод можно будет сделать на основе данных следующих месяцев.

Интересно, что новая тенденция практически не затронула жителей Москвы, расходы которых на товары повседневного спроса в январе вполне укладывались в стандартную схему. В Москве повседневные расходы в январе 2012 снизились по сравнению с декабрем 2011 более чем на 20%. А по сравнению с январем прошлого года выросли лишь на 6%, продолжая тренд низких темпов роста потребительского рынка.

А вот в городах с населением более миллиона жителей падение к декабрю составило 10%, а рост к январю 2011 - 22%. В городах с населением в несколько сот тысяч жителей «нестандартный январь» оказался еще более выраженным: минимальное падение к декабрю - всего 4% и максимальный рост к январю прошлого года - 24%.

Возможно, заметное отставание темпов роста доходов и расходов жителей столицы, наблюдавшееся на протяжении почти всего прошлого года, от темпов роста доходов и расходов жителей других городов России сыграло свою роль в массовом выражении недовольства со стороны далеко не бедной части столичного населения. Номинальный же уровень доходов и расходов в столице по-прежнему в 1,5-2 раза превышает показатели других крупных городов страны.

Средний чек в январе 2012 снизился на 6% по сравнению с декабрем, что, конечно, не удивительно в свете завершения праздников. И вырос на 15% по сравнению с январем прошлого года.

Диаграмма 1. Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса

100% = январь 2008-го года


Источник: Холдинг Ромир, январь 2012

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Ромир основана на данных потребления 10 000 потребителей, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Ромир. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 500 000 жителей и более.

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2017
Ромир
Условия использования