Закрыть окно

Поверили в рубль

Исследования

Поверили в рубль

Опубликовано: 09.04.2012

Хотите получать электронную рассылку?

Впервые за 20 лет более 70% россиян завили о наличии сбережений, причем более 80% из них хранят накопления только в рублях.

В марте 2012 года исследовательский Холдинг Ромир провел всероссийский опрос на тему - в какой валюте россияне хранят свои сбережения и куда хотели бы их вложить. Ромир уже на протяжении многих лет проводит аналогичные исследования. Последние результаты в сравнении с итогами прошлых лет выявили любопытные закономерности.

В опросе по национальной репрезентативной выборке приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающие как в городах, так и в сельской местности во всех 8 федеральных округах.

Итак, согласно результатам исследования, доля граждан, имеющих сбережения, достигла максимальных значений за последние 20 лет и впервые превысила 70%. А доля тех, кто говорит, что в их семьях нет сбережений, опустилась ниже 30%. Как отмечают эксперты Ромир, такой результат может быть объяснен как объективным улучшением экономической ситуации в стране, так и изменением психологических стереотипов поведения респондентов - жаловаться на тяжелые материальные условия стало не так общепринято, как еще 2-6 лет назад.

Диаграмма 1. Изменение доли семей, имеющих сбережения, и доли семей, хранящих сбережения только в рублях, 2004-2012 гг.

Источник: Холдинг Ромир, март 2012


Интересно, что об отсутствии сбережений в своих семьях заявила почти одинаковая доля респондентов в разных возрастных группах - 25% тех, кто моложе 45 лет, и 30% тех, кто старше 45 лет. Это говорит о том, что пока еще в России сбережения не стали функцией от возраста, как это имеет место на Западе.

Самая большая доля семей, не имеющих сбережений (38%) проживает в городах с населением от 100 до 500 тысяч жителей. Даже в небольших городах (26%) и сельской местности (28%) этот показатель существенно ниже. А в городах с населением более миллиона жителей только 14% опрошенных заявили об отсутствии сбережений.

Среди семей с низким душевым доходом об отсутствии сбережений сообщили 33% (каждая третья семья), со средним уровнем – 23% (каждая четвертая), а среди тех, у кого относительно высокий доход – 14% (одна семья из семи). Отсутствие сбережений в семьях с высоким уровнем душевого дохода может объясняться недавно совершенной крупной покупкой: недвижимость, ремонт, автомобиль и т.д. 

Еще один позитивный показатель – массовый переход к сохранению сбережений в российских рублях. Рубль действительно за последние 10-12 лет стал российской национальной валютой. 60% участников исследования заявили, что хранят свои сбережения только в рублях. Если исключить из рассмотрения тех, у кого нет сбережений, получится, что только в рублях хранят свои сбережения 82% россиян.

Особую приверженность к рублям демонстрируют самые молодые (до 25 лет) и старшие (от 60 лет) респонденты, а также семьи со средним достатком, жители городов с населением от 500 тысяч до миллиона жителей и сельской местности. В этих группах доля хранящих сбережения в рублях составляет 65% от общего количества представителей каждой группы.

На втором месте по популярности портфель, состоящий из рублей и долларов. Такой вариант сохранения сбережений избрали 6% респондентов. 9% - в группе 35-44 года, 13% - среди граждан с высоким уровнем душевого дохода, 12% - жителей городов с населением более миллиона человек. «Сбалансированный» портфель, состоящий из рублей, долларов и евро выбрали 3% участников исследования. 10% - среди граждан с высоким уровнем душевого дохода и 12% среди жителей городов с населением более миллиона человек. «Рубли и евро» выбрали 2,5% опрошенных; «только доллары» - 1%, «только евро» - 0,5%. Даже спустя 12 лет после введения евро он, по мнению россиян, уступает в привлекательности доллару (и само собой – рублю) в качестве средства сбережения.


Диаграмма 2. Динамика ответов на вопрос, как лучше распорядиться сбережениями, 2004-2012 гг.

Источник: Холдинг Ромир, март 2012

Заметные изменения произошли также по вопросу как лучше сегодня распорядиться крупной денежной суммой (накоплениями). Недвижимость, медленно терявшая популярность в качестве средства сбережения во второй половине 2000-х, с началом второго десятилетия стала терять популярность резко. Сегодня покупку недвижимости в качестве средства сохранения сбережений избирают только 35% россиян, а не 50-60%, как это было 4-10 лет назад. Тем не менее, следует отметить, что недвижимость все же остается самым популярным средством сохранения сбережений. Особенно популярна недвижимость (40-42% ответов) среди граждан моложе 35 лет, с высокими доходами, жителей городов с населением более миллиона человек.

А вот привлекательность банковских вкладов, напротив, возросла за последние 2-4 года весьма значительно. И сегодня почти сравнялась по популярности с недвижимостью – 34%. Никаких значимых различий между анализировавшимися группами по этому вопросу выявлено не было.

После многолетнего снижения интереса к вложениям в собственный бизнес (или бизнес родственников или друзей) выросла в 1,5 раза доля тех, кто склонен именно так распорядиться крупной денежной суммой. Чаще других такого мнения придерживаются россияне моложе 35 лет (21-22%). Возможно, это можно трактовать как косвенный признак некоторого улучшения делового климата (по крайней мере - для малого бизнеса) в нашей стране.

А вот рынок акций окончательно разочаровал владельцев небольших сбережений и капиталов. Интерес к вложениям в акции вернулся фактически на уровень 8-10-летней давности – 5%. Чуть больший интерес проявляют граждане 25-45 лет (7-8%), с высокими душевыми доходами (9%), и жители городов–миллионников (8,5%).

Интерес к ПИФам, пенсионным фондам, страховым продуктам, как способу вложения свободных средств по прежнему проявляют только 2-4% россиян. Каждый шестой участник исследования (17%), как и раньше, предпочитает никуда не вкладывать деньги, а потратить на покупку автомобиля, путешествия или ремонт в квартире.

Здоровье и образование (свое и детей), впервые вошедшие в качестве вариантов ответа в исследование 2012 года, сразу заняли весьма достойные позиции. 13% участников исследования посоветовали вложить свободные деньги «в здоровье», 10% - «в образование». Здоровье, что естественно, тема более актуальная для граждан старше 60 лет, образование - для 35-44-летних. Причем, россияне со средним образованием больше озабочены проблемой здоровья, с высшим – образования.

Ромир – крупнейший независимый российский холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. По данным российской Гильдии маркетологов, признан лучшей исследовательской компанией в России. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Благодаря обширному опыту и уникальной региональной сети, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах, Ромир гарантирует высокое качество собранных данных.

Хотите получать электронную рассылку?

ФИО
Место работы
Электронная почта для связи
 

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2016
Ромир
Условия использования