Закрыть окно

Российский туризм – чаще, старше и мобильнее

Исследования

Российский туризм – чаще, старше и мобильнее

Опубликовано: 21.05.2012

Хотите получать электронную рассылку?

За последние 6 лет почти на 10% увеличилась доля россиян, планирующих провести свой летний отпуск внутри России. Судя по всему, это произошло за счет тех, кто раньше вообще не позволял себе отпуск. При этом среди «внутрироссийских» отдыхающих заметно увеличилась мобильность россиян старше 45 лет, предпочитающих дачному отпуску турпоездки по России.

В опросе приняли участие 1000 россиян, проживающих в городах с населением от 100 тысяч и выше, из 8 федеральных округов, в возрасте от 16 до 50 лет и старше.

Исследовательский Холдинг Ромир в апреле 2012 провел всероссийский опрос на тему планов россиян в отношении очередного летнего отпуска. Аналогичные вопросы задавались респондентам в 2006 году.

Выяснилось, что за 6 лет заметно увеличилась доля россиян (с 38% до 47%), планирующих отдохнуть, не выезжая из России. Значительно чаще об этом заявляют респонденты старше 35 лет (52%), однако и среди возрастной группы 18-25 лет этот показатель достигает 38%.

При этом доля россиян, имеющих в планах другие направления, практически не изменилась.

В частности, в странах дальнего зарубежья в 2006 году планировали отдохнуть 24% респондентов, в 2012 – 22%. Несколько чаще подобный вариант ответа выбирают респонденты в возрасте до 35 лет. На отдых в республики бывшего СССР и 6 лет назад, и сейчас собирались 8%.

Никуда не поедет, оставшись во время отпуска дома, тоже почти такой же, как и раньше процент россиян (11% в 2006 году, 12% в 2012). Выше доля подобных ответов у респондентов в возрасте 18-25 лет, а также среди россиян с низким уровнем доходов.

В 2006 году 14% россиян заявили, что у них в этом году не будет отпуска. В 2012 году таковых оказалось всего 4%. Причем, чаще всего без отпуска сейчас планируют обойтись респонденты в возрасте до 25 лет, и респонденты со средним и неоконченным высшим образованием. Тогда как 6 лет назад доля заявляющих об отсутствии отпуска была практически равной во всех возрастных группах. Возможно, именно за счет россиян среднего и старшего возраста, наконец, позволивших себе отдохнуть, и увеличивается сейчас доля отдыхающих внутри России.

Диаграмма 1. Скажите, пожалуйста, где вы планируете провести свой очередной отпуск?

Источник: Холдинг Ромир, апрель 2012

 Среди «внутрироссийских» отпускников растет популярность дачного отдыха и турпоходов/турпоездок по России, однако наблюдается снижение массовой востребованности российских курортов (Сочи, Краснодарский край и др.) – с 33% до 27% от тех, кто выбрал данное направление.

Интересно, что среди отдыхающих в России значительно увеличилась мобильность старшей группы россиян. Впервые большая часть респондентов старшей возрастной группы 45-50 лет (32%), заявили о том, что проведут отпуск не на даче, а в турпоездке по России (для сравнения среди россиян 18-24 лет таких ответов почти в 2 раза меньше – всего 17%).

При этом дачный отпуск перестает быть прерогативой россиян старше 45 лет. Отпуск на даче или в загородном доме планируют лишь 30% россиян старшего возраста (в 2006 году – 45%). Портрет дачника-отпускника значительно помолодел. Например, большая часть респондентов 18-25 лет (35%) сейчас заявляют о планах на дачный отпуск (в 2006 году – 27%).

Шесть лет назад первое место в планах этой возрастной группы (до 25 лет) занимала вовсе не дача, а российские курорты (36% в 2006 году, 20% в 2012). Однако Сочи и Краснодарскому краю пока не удалось стать привлекательными и доступными для молодежи и старшей аудитории. Чаще их выбирают респонденты среднего возраста – 25-34 лет, скорее всего, для семейного отдыха.

Диаграмма 2. Если вы планируете провести свой отпуск в России, то уточните, пожалуйста, где именно? (в % от выбравших данное направление)

Источник: Холдинг Ромир, апрель 2012

Если говорить о россиянах, выбравших для отдыха страны бывшего СССР, то произошло снижение потока туристов, планирующих отдых на Украине и в Крыму (с 69% до 59% от тех, кто выбрал данное направление). Практически неизменным остался поток отдыхающих в страны Балтии (около 6%), это направление по-прежнему более популярно среди россиян среднего возраста.

Зато значительно вырос (с 19% до 32%) поток в другие страны СНГ (Белоруссия, Грузия, Армения), видимо, в первую очередь за счет Белоруссии, ставшей привлекательной для российских туристов всех возрастов за счет низких цен, в том числе и на лечебно-оздоровительный отдых.

Диаграмма 3. Если вы планируете провести свой отпуск в странах ближнего зарубежья (в республиках бывшего СССР), то уточните, пожалуйста, где именно? (в % от выбравших данное направление)

Источник: Холдинг Ромир, апрель 2012

Из направлений дальнего зарубежья в этом году наиболее популярными по-прежнему останутся страны Ближнего и Среднего Востока (32%), а также страны Западной Европы на Средиземном море, такие как Франция и Италия (30%). Примерно в равной степени остаются востребованными экзотические острова, побережье Северной Африки, а также туристические поездки по одной или нескольким зарубежным странам (около 10%).

Диаграмма 4. Если вы планируете провести свой отпуск в странах дальнего зарубежья, то уточните, пожалуйста, где именно? (в % от выбравших данное направление) 

Источник: Холдинг Ромир, апрель 2012

Структура предпочтений россиян по виду отдыха остается достаточно стабильной в сравнении с результатами аналогичного опроса 2009 года. Половина россиян предпочитает в первую очередь погреться на солнышке: с большим отрывом лидируют совмещение пляжного отдыха и экскурсий (27%) и чисто пляжный отдых (23%). Оставшаяся половина идеальным видит более активный отдых – на даче/в саду/огороде (13%), лечебно-оздоровительный (10%), рыбалка/охота (9%), экстремально-спортивный альпинизм/дайвинг/рафтинг и т.д. (7%), туристическо-походный (5%) и экскурсионный (4%).

Диаграмма 5. Какой вид отдыха Вы предпочитаете? 

Источник: Холдинг Ромир, апрель 2012

Стоит отметить, что за последние 3 года выросла популярность лечебно-оздоровительного отдыха, который вызывает несколько больший интерес у респондентов 35-44 лет, однако интересен и другим возрастным группам.

При этом с 2009 года незначительно, но увеличилась доля россиян, которые предпочитают самостоятельно, без помощи турагентств, планируют и организовывают свои турпоездки (с 71% до 75%).

Средняя сумма, заложенная в бюджете российской семьи на отпуск, составляет 49,5 тысяч рублей; три года назад, в кризисном 2009 году она составляла в среднем 32,6 тысяч рублей. Наиболее высокий отпускной бюджет в среднем запланирован у респондентов 25-34 лет - 56,5 тысяч рублей, самый низкий – у возрастной группы 18-24 лет – 38,8 тысяч рублей.

Диаграмма 6. Какая сумма предусмотрена в Вашем семейном бюджете на отпуск в этом году?

Источник: Холдинг Ромир, апрель 2012

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2017
Ромир
Условия использования