Закрыть окно

Вестерн скорее жив, чем мертв

Исследования

Вестерн скорее жив, чем мертв

Опубликовано: 02.08.2012

Хотите получать электронную рассылку?


Вестерн, как киножанр, хорошо известен российским зрителям: 82% заявляют, что смотрели вестерны и вполне имеют представление об этот формате. Больше 50% считают, что вестерн – это вечная классика с интересным сюжетом и яркими эмоциями. Однако лишь 33% зрителей хотели бы видеть увеличение числа вестернов в прокате, и лишь 21% представляют себя героем вестерна. Наиболее лояльными к этому жанру оказались респонденты в возрасте от 35 до 44 лет, которые ностальгически воспринимают вестерн как часть уходящей культуры 90-х, но вместе с тем не видят за ним будущего.

В июне текущего года исследовательское агентство Romir Movie Research, входящее в холдинг Ромир, провело опрос среди городского населения России об отношении к такому киножанру как вестерн, который в этом году отмечается свое столетие.

В опросе приняли участие 1000 респондентов в возрасте от 18 до 50 лет и старше, проживающих в городах с населением от 100 тысяч и выше, из 8 федеральных округов. Выборка репрезентирует взрослое, экономически активное городское население России.

Как показали результаты исследования, подавляющее большинство жителей российских городов (82%) смотрели вестерны. Наиболее активной зрительской аудиторией этого жанра являются респонденты в возрасте 35-44 лет (89%). Именно они были активными кинозрителями в 90-е годы, когда вестерны вместе с другим зарубежными фильмами, пришедшими в нашу страну, оказались на пике популярности.

А вот в возрастной группе 18–24 года доля знакомых с этим жанром снижается до 71%. Среди зрителей старше 45 лет популярность вестерна также падает, возможно, уступая место советской классике.

Вестерн – это всегда интересный сюжет и яркие эмоции, с таким утверждением согласились 54% россиян. Не согласны с этим утверждением лишь 18% опрошенных. Интересно, что более высокую оценку зрелищности вестерна ставят женщины (58% против 48% мужчин). Возможно, мужчины отдают в большей степени должное другим сторонам этого жанра, например, дракам и погоням. Женщинам же интересны эмоции и сюжет.

Половина опрошенных (51%) считают, что вестерн – вечный жанр, у которого есть будущее. Однако мнение старшей и младшей возрастной группы разделилось. Респонденты 45-50 лет с наибольшей уверенностью прогнозирует сохранение и развитие этого жанра (64%). Между тем молодежь18-24 лет лишь в 4 случаях из 10 (41%) считает, что вестерн сохранит свои позиции и будет привлекать зрителя в дальнейшем.

В вопросе будущего, которое ожидает вестерн как жанр, мнения российских зрителей разделились почти поровну. 51% респондентов считает вестерн вечным жанром, который будет не только жить, но и развиваться в будущем. А 49% придерживаются противоположного мнения, называя вестерн уходящим наследием американской культуры. Причем наиболее пессимистичные прогнозы относительно будущего вестерна дают лучше всего знакомые с этим жанром зрители – горожане 35-44 лет. Таким образом, самая преданная аудитория вестерна воспринимает его как часть прошлого, но не видит развития в будущем.

Не смотря на свой яркий американский колорит, вестерн оказался не чуждым явлением для отечественной культуры. Глубокое внутреннее родство ощущают 47% россиян. И чаще всего это респонденты в возрасте от 34 до 44 лет (58%), ностальгически воспринимающие жанр, как часть молодости.

И вот по вопросу увеличения доли вестернов в прокате мнения разделились. 33% городских жителей России хотели бы видеть больше фильмов про Дикий Запад. При этом несколько чаще об этом заявляют респонденты старше 45 лет (39%), которые, однако, реже других посещают кинотеатры. Среди молодежной киноаудитории доля потенциальных зрителей вестернов достигает лишь 29%. Треть респондентов считают, что наращивать присутствия вестернов в прокате не стоит.

Возможно, дело в том, что отождествляют себя с героями вестерна сейчас очень немногие. Лишь 21% россиян хотели бы стать героем какого-нибудь вестерна. 51% опрошенных не видят себя в этой роли, причем 31% из них отвечают категорическим отказом.

Диаграмма 1. Согласны ли вы со следующими утверждениями? Сумма ответов по каждой строке составляет менее 100%, поскольку на диаграмме не представлен вариант «затрудняюсь ответить».

Источник: Холдинг Ромир, июнь 2012

Зрительские предпочтения диктуют условия для создания новой киноэклектики, считает управляющий партнер Romir Movie Research Олег Иванов.  «Молодая аудитория, которая составляет «львиную» долю российских кинозрителей, не готова воспринимать такой жанр, как вестерн в чистом виде. Исключительно ковбои и погони не смогут в сегодняшних кинореалиях «собрать кассу». Для увеличения кассовых сборов продюсерам и режиссерам приходиться идти на различные эксперименты. Удачным примером таких киноопытов стал фильм «Ковбои против пришельцев», сборы которого составили $6,4 млн». 


Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Romir Movie Research (до 2012 года Movie Research Company) имеет шестилетний опыт исследовательской и аналитической деятельности в сфере кино. В портфеле компании более 60 исследовательских проектов, в том числе 10 общеотраслевых. Начиная с 2007 года, Movie Research издает ежегодный статистический сборник «КиноСтатистика», который содержит исчерпывающую информацию о состоянии российской киноиндустрии.

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2017
Ромир
Условия использования